ТРУДЫ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЕНЫХ ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ТРУДЫ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЕНЫХ ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
15.09.2023 10:07
483
326

Каждый человек хочет жить в благом обществе. Начиная от древнегреческих мыслителей до мыслителей тюркского мира, таких как Абу Наср аль-Фараби, Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни понимали, что главная цель человеческой жизни – это достижение счастья, жизнь в добродетельном обществе, и все они мечтали создать такое добродетельное общество. Читая произведения  «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») выдающегося поэта XI века, известного общественного деятеля, мудреца-мыслителя Юсуфа Баласагуни, можно узнать, какими добродетелями должны обладать, и от каких пороков должны избавиться люди, для того чтобы создать добродетельное общество. В статье на основе произведения мыслителя «Кутадгу билиг» изложены хорошие, добродетельные качества нашего общества. 

Очевидно, что составной частью любого общества являются люди из разных групп. Мечтой каждого человека является правильное (добродетельное) общество, в котором эти социальные, политические, культурные, экономические группы, классы и нации живут в гармонии и мире. Концепция создания добродетельного общества стала заботой общественных деятелей от древних мудрецов до наших дней. Мыслители Древней Греции, Рима, Индии и Китая в своих произведениях говорили об обществе с принципами гуманизма и демократии, где сохраняются свобода и права человека, а известный мыслитель аль-Фараби мечтая о благом обществе, написал «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». С момента прихода ислама на казахскую землю в XI веке в трудах мыслителей, живших при Караханидском государстве, широко обсуждались принципы добродетели и нравственности. Одним из таких мыслителей является всемирно известный Юсуф Хас Хаджиб Баласагун, написавший такое выдающееся произведение, как «Кутадгу билиг».

О Юсуфе Баласагуне и его ценном труде «Кутадгу билиг» изучают и пишут многие отечественные и зарубежные ученые. Одним из них является доктор экономических наук, академик Рашит Каренов, который дает следующее описание данному произведению, говоря о том что произведение «Кутадгу билиг» это творение отвечающее на самый актуальный, жизненный и вечный вопрос для человека «Как достичь счастья?»: «Кутадгу билиг – это наука управления государством; первое политическое произведение, написанное на тюркском языке; глубокое философское наследие, исследующее универсальные взгляды и моральные принципы; образовательная энциклопедия, дающая своим читателям мудрые мысли по различным областям образования; волнения поэта, выступавшего против оскорбления личности, ненужного кровопролития и социальной несправедливости, понявшего что радость мирского удовольствия и благополучия в знаниях, разуме и человечности; это тарикат, подробно объясняющий устройство страны и государства; интеллектуальное произведение, объясняющая быстротечность времени; единственный труд, основанный на мусульманской идеологии, пропагандирующий эту идеологию, и написанный на тюркском языке».

Как мы уже упоминали, для того,чтобы члены общества строили взаимоотношения и жили дружно, необходимо иметь общечеловеческую нравственность, нормы поведения и обычаи. С самого начала истории человечества нравственность занимало место среди самых основных потребностей человека, таких как хлеб и вода. Это связано с тем, что нравственность создает хорошие качества, поведение и обычаи у членов общества, такие как правильные отношения с другими, демонстрация хорошего поведения, формирование человека, полезного для общества, и установление мира и спокойствия на земле. Юсуф Баласагуни в поэме «Кутадгу билиг» пишет, что нравственность – это добродетель, затрагивающая все сферы жизни человека. Путь построения добродетельного общества согласно мыслителю осуществляется на основе усвоения каждым из индивидов общества норм поведения и обычаев.

 Рашит Саттарулы отметил, что поэма «Кутадгу билиг» является художественным произведением, содержащим правила и законы управления страной, нормы поведения и обычаев, кроме того, в этом произведении, написанном в этико-дидактическом стиле, есть описание тех качеств, необходимых беку, визирю, послу, писцу, казначею, повару, целителю, толкователю снов, астрологу, поэту, пастуху, предпринимателу, купцу, в общем всем представителям общества, начиная с низов и заканчивая элитой.

 При внимательном рассмотрении общего значения аятов Корана и хадисов пророка становится ясно, что шариат направлен на создание добродетельного общества в вопросах поклонения, гражданского права, брачного и семейного права, социальных отношений и т.д. необходимых для счастливой жизни человека. С этой целью аяты Корана и хадисы пророка имели первостепенное значение для формирования у каждого из членов общества человеческих качеств и норм поведения. Юсуф Баласагуни, вдохновленный этими религиозными текстами, воспевал в поэме «Кутадгу билиг» человеческие качества, необходимые для человека, живущего в обществе.

Добродетель – это проявление сострадания к другим в словах, делах и внутренней жизни человека. В Коране говорится что человек не обретет благочестия, пока не будете расходовать из того, что он любит (сура «аль-Имран», 92 аят), и не будет оказывать материальной, моральной, физической помощи другим (сура «аль-Анфаль», 3 аят; сура «ас-Саджда», 16 аят).  В поэме «Кутадгу билиг» говорится об этом: 

«И если ты хочешь обресть благодать,

Свершай только благо, слов лишних не трать».

«Внемли, достославный, о добром радей,

Благие деяния красят людей.

И добрый удачлив в желаньях своих,

А муки и беды преследуют злых». 

Образование и квалификация являются одними из важнейших необходимых качеств для развития и прогресса общества. Тот факт, что первые аяты (сура «аль-Аляк», 1-5 аяты) ниспосланные нашему пророку, были о важности знаний, укрепляют эту истину. В аятах Корана говорится о важности знания (сура «аз-Зумар», 9 аят), степени образованного человека (сура «аль-Муджадала», 11 аят), а в хадисах пророка говорится, что знание, и поиск знаний – это обязанность каждого мусульманина (Ибн Маджа, 224 хадис). Юсуф Баласагуни отмечал, что причина, по которой он назвал свою книгу «Кутадгу билиг», заключалась в том, чтобы это книга принесла бы счастье тому, кто ее читает: «Я книгу назвал «Благодатное знание» – Благим читающим в назидание» (350). В произведении мыслителя много стихов, посвященных знаниям и умениям, в некоторых из которых говорится: 

Величие дается благим разумением,

А знания основа великим свершениям.

Кто знающ тот знает, разумен разумный,

- Свершает желанное лишь многодумный.

Пойми суть познания премудрый завет:

- Кто мудр, тот избегнет болезней и бед.

Невежда подвластен болезням и бедам

А хворь не излечишь и смерть идет следом.

Лечись же, невежда, внемли же призывам:

Очнись от неведения станешь счастливым!

- Учение повод, ведущий вперед:

К свершению желаний он твердо недет.

Кто предан учению тому и успехи:

Разумный не знает в желаниях помехи!

- Учением вершатся труды дела:

Наука властителей к цели вела! 

Разум – это качество, которое возлагает на человека ответственность за его действия и слова как перед шариатом, так и перед законом и отличает его от других существ. Ум может различать правильное и неправильное. Из-за того, что знания и разум используются вместе во многих местах, становится ясно что для добродетельного общества, необходимо чтобы в нем наряду с образованными людьми, были также и умные люди: 

Хочу я, о мудрый, о слове сказать

Учения и знания воспеть благодать.

Учение светот во мраке ночном,

От светоча знания ты светел челом.

Учением и знанием достигнешь высот,

И два этих блага приносят почет

Незнающий слеп, да уверует он:

Лишь оком учения мир просветлен.

Где властен закон, там безбеден народ,

И в славе времен его имя живет.

«Учась, - я слова мудреца приведу,

Спасется из ада и грешни в аду!»

Взгляни на младенца: не вышла пора

- К учению он не наладит пера. 

Стыдливость, правдивость, хорошее поведение. Среди качеств, которые способствуют уважению человека с точки зрения его личности, на первом месте стоят стыдливость, правдивость и благой нрав. В одном из хадисов пророка говорится, что стыдливость не приводит ни к чему, кроме блага (Бухари), а тот, у кого нет стыда, делает то, что хочет (Бухари 54-хадис). Точно так же пророк Мухаммед говорит, что правдивость приводит к благочестию (Бухари, Муслим), что в обществе, где преобладает правдивость, гаснет свет предубеждений и лести, и поднимется знамя истины и справедливости. Юсуф Хас Хаджиб сказал, что из-за бесстыдства человек столкнется с бедствием, которого невозможно избежать, и сказал, что человек, обладающий этими тремя качествами, будет обладать всеми благим уделом: 

В обоих мирах пользой самою главной

Пребудут благие дела, достославный!

во Второе - стыдливым быть, третье правдивым,

Муж трех этих доблестей будет счастливым.

Кто ладен в делах, того любит народ,

Правдивому мужу и честь и почет.

Стыдливость и совесть преграда порокам.

Бесстыжий томится в недуге жестоком.

И кто благороден и честен в делах,

Тому дано счастье в обоих мирах.

Правдивость, стыдливость и доброе дело 

Еще одна незаменимое качество в построении добродетельного общества – это справедливость. Справедливость необходима для развития общества. В Коране очень много аятов о соблюдении справедливости, о праведности. Особо подчеркивается что ненависть к людям не должна подталкивать человека к несправедливости (сура «аль-Маида», 8 аят). Юсуф Баласагуни сказал, что справедливость должна присутствовать во всех сферах общества. Мыслитель утверждал, что когда справедливость становится добродетелью, укоренившейся в человеке, в обществе не происходит беззакония, и каждый член общества обретает мир в результате правильного выполнения принадлежащих ему обязанностей: 

Взгляни на меня: я всегда справедлив,

А правды и кривды ведь тонок извив

По правде вершу все дела я привычно,

А бек или раб предо мной безразлично.

А то, что ты видел в руке моей нож,

Так нужно быть острым: карай и пристрожь!

И - сын ли, чужой ли, родня ли, приятель,

- Они для меня по закону равны,

Я им ни смягчу, ни прибавлю вины.

Для власти во всем справедливость основа,

И власть лишь во правде жива и здорова. 

Еще одна хорошая черта которая должна быть в человеке, – это приносит пользу человечеству, обществу, окружающей среде. В хадисе говорится, что тот, кто приносит пользу другим, является лучшим из людей. Большое количество людей, которые приносят пользу своей стране, земле, народу, являются одним из факторов, способствующих добродетели общества [5]. Об этом в «Кутадгу билиг» говорится следующее: 

Будь людям полезен, их нуждам лихим,

Будь близок с родными всем сердцем своим.

Всем сердцем сочувствуй сиротам и вдовам,

Увечным, незрячим, хромым, нездоровым. 

Кроме того, в поэме «Кутадгу билиг» говорится о многих других нравственных качествах, которые должны быть у каждого гражданина в построении добродетельного общества, совершенного государства. Среди них такие качества, как сдержанность, любовь, доброта, щедрость, доброта, сострадание, терпение, смирение, удовлетворенность и многие другие. Поэма Юсуф Баласагуни «Кутадгу билиг», написанная при Караханидском государстве, помимо человеческих достоинств членов этого доброго общества, подробно рассказывала о таких актуальных темах, как государство, государственное устройство, государственное управление, качества правителя, портрет идеального руководителя, политика, культура, образования и система образования, воспитание детей.

В заключении хочется сказать, что поэма «Кутадгу билиг» в самых общих чертах описывается важная роль благого нрава и человеческих качеств каждой личности для создания добродетельного общества. В поэме мыслитель установил связь между разумом и смертью, говоря, что хорошая жизнь человека дает ему вечную жизнь. Дело в том, что человек после своей смерти может оставить хорошее наследие, добродетель только в том случае, если он жил добродетельной жизнью. Таким образом, поэма «Кутадгу билиг» как художественное произведение, содержащее нормы благого поведения и обычаев, из поколения в поколение раскрывается по-новому и становится предметом все новых исследовательских работ. 

 

Бейбит МЫРЗАГЕЛДИЕВ,

PhD доктор, Главный имам Жамбылской области

326 комментариев