Взятки: давать или не давать?
Взятки: давать или не давать?
28.08.2019 09:13
2340
0
Вопрос:

Взятки: давать или не давать?

Ответ:

Мзда – один из тяжких грехов в Исламе. Она имела место и в прошлые века. В многочисленных историях рассказывается, что она пользовалась популярностью еще в дохристианские времена. Однако взятки никогда не были столь распространены и приняты обществом как что-то обыденное и вполне нормальное, как в наше время! Взятки в некоторых обществах настолько тесно вошли в жизнь человека, что сопровождают его не с рождения, но еще до него! Если совсем недавно взятку приходилось давать, чтобы устроить ребенка в садик, то на сегодняшний день без неё невозможно лечь в роддом, равно как и тяжело или практически невозможно в крупных городах похоронить человека, если не купить место на кладбище.

По нормам Ислама взяткой расценивается все, что дается другому лицу с целью получить то, что не причитается тебе по праву. Мзда строго запрещена в Исламе, и не имеет значения, кому она дается – мусульманину или немусульманину. Имущество, приобретенное таким способом – запретное, за использование или поедание его во многих хадисах предупреждается о наказании.

Аллах в Коране говорит: «Помогайте друг другу в совершении обязательного и оставлении запретного, но не помогайте в совершении греха и пресечении установленных Аллахом границ, подчиняйтесь Аллаху, ибо Он сурово наказывает тех, кто ослушается его» (сура «аль-Маида», аят 2).

وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

От Савбана (да будет доволен им Аллах) передается хадис: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял дающего взятку, берущего её и посредника между ними». Хадис передал имам Ахмад.

لعن رسول الله صلى الله عليه وسلم الراشي والمرتشي والرائش, يعني الذي يمشي بينهما

Запрет еще больше усугубляется не только, когда посредством взятки человек получает то, что по праву принадлежит другому, но и, отдав взятку, человек, не заслуживающий или заслуживающий менее другого, получает желаемое. Примером тому может быть следующая ситуация: человек стоит в очереди на получение земельного участка или устройство ребенка в дошкольное учреждение. Он дает взятку должностному лицу, чтобы обойти очередь и получить участок или место раньше, чем ему полагается, тем самым оттолкнув того, чья очередь уже настала. Здесь человек не только нарушает завет Всевышнего, но и попирает права другого человека, который, скорее всего, не простит его в Судный день, ибо он, как и все остальные, будет нуждаться даже в самом малом добродеянии, чтобы спастись от ада. Как мы знаем, если притесненный не простит притеснителя, то благие деяния последнего переведут на чашу весов добродеяний притесненного.

Однако, как и практически во всех вопросах, здесь есть и исключения, когда за дачу взятки греха не будет. То есть можно дать взятку, чтобы получить свое по праву, если без неё это не представляется возможным. Не секрет, что многие посты в нашей стране покупаются, и те, кто заняли их, разумеется, планируют вернуть потраченные на должность средства и еще «заработать»! Например, всем известна ситуация, когда места в садике есть, но ребенка не хотят брать бесплатно, как это положено по закону. В таком случае нужно прежде всего обратиться в вышестоящее ведомство и попытаться устроить ребенка. Если такой вариант не увенчался успехом – можно дать взятку, и в этом случае грех за неё будет только на том, кто её получает, на дающем же её греха не будет, об этом говорят большинство ученых. Аналогично решение Шариата и в отношении тех моментов, когда человек посредством взятки хочет спастись от чьего-то притеснения или избавиться от вреда. Передается, что Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах), будучи в Эфиопии, отдал в качестве взятки два динара, чтобы его пропустили, и сказал: «Грех будет берущему, но не дающему».

 وورد في الأثر أن ابن مسعود رضي الله عنه كان بالحبشة فَرَشَا بدينارين، حتى خلي سبيله، وقال: إن الإثم على القابض دون الدافع

Еще раз хотим обратить внимание на вышеупомянутый хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в котором говорится о проклятии всем участникам порочного круга взяток. Что может быть хуже проклятия любимца Всевышнего? Готовы ли мы ради малого мирского подвергнуть себя такому?

Да поможет Всевышний всем нам соблюдать все Его веления и сторониться всех запретов! Амин.

 

 

Читайте также

 

0 комментариев