Можно ли использовать четки?
Можно ли использовать четки?
23.07.2019 13:49
4530
0
Вопрос:

Можно ли использовать четки?

 

Ответ:

Зикр – это свет в сердце человека, который помогает в развитии духовного потенциала, укрепляет человека, делает его еще более благодарным Создателю.
О великой значимости зикра очень много сказано в Священном Коране и хадисах. Так, в 10-ом аяте суры «Аль-Джума» Всевышний Аллах сказал: «Часто поминайте Всевышнего Аллаха, и это поможет вам в успехе».
Кто пошел по пути богобоязненности, тот больше старается выразить свою любовь ко Всевышнему Создателю не только соблюдением Его повелений, но и воспоминаниями о Нем.
Можно ли использовать четки во время зикра?
На самом деле этот вопрос давно не является спорным, хотя есть личности, в привычке которых поднимать впоросы, ответы на которые уже давно даны учеными, что касается и использования четок во время зикра. Так, известный сподвижник Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), который передал множество хадисов, использовал нитку с 2000 узелками, которую он использовал для чтения зикра. При этом он за раз перебирал эту нить шесть раз. Также некоторые из жен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делали зикр, используя косточки фиников. При этом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) видел это и не осуждал их. Из чего следует, что использование четок разрешено. Поэтому не обращайте внимание на тех, кто говорит, что использование четок недозволенно. Как видно из сказанного выше, их утверждения безосновательны.
Следующий вопрос: как предпочтительнее делать зикр, на пальцах или же четками? По мнению ученых делать зикр на пальцах предпочтительнее. При этом ученые ссылаются на хадис, переданный имамами Ахмадом, Тирмизи и Абу Даудом от Абдуллах ибн Амра (да будет доволен им Аллах), в котором он сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал зикр на пальцах». Также в другом хадисе сказано о наставлении Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) женщинам, чтобы они совершали зикр на пальцах.
Хотя некоторые ученые, к примеру шейх Аль-Бани, считали совершение зикра четками бидгатом, следует отметить, что нет ни одного хадиса о запрете такого зикра. И это не является даже макрухом. И доказательством этому служит хадис Сагда ибн Абиль-Уаккаса Уаккаса (да будет доволен им Аллах), в котором сказано, что он вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) зашёл к одной женщине, которая прославляла Всевышнего Аллаха, перебирая лежавшие перед ней косточки (или: мелкие камешки). Увидев это Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я укажу тебе на то, что будет для тебя легче. Говори: «Слава Всевышнему Аллаху по числу Его творений в небесах, и слава Всевышнему Аллаху по числу Его творений на земле, и слава Всевышнему Аллаху по числу Его творений между небом и землёй, и слава Всевышнему Аллаху по числу всего того, что Он создал и создаст». И то же самое говори о словах «Аллах велик», «Хвала Аллаху», «Нет бога, кроме Аллаха» и «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха». (Тирмизи)
Также можно привести хадис от Софии (да будет доволен ею Аллах), в котором она говорит, что она занималась зикром. При этом перед ней лежало 4000 косточек. И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посоветовал ей сказать: «Слава Всевышнему Аллаху по числу Его творений». (Тирмизи)
Обратите внимание: при этом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не запретил ей использовать косточки, а лишь указал на более предпочтительный вариант зикра.
Имам Шаукани (рохматул-лахи аляйхи) сказал: «Эти два хадиса указывают на дозволенность зикра с использованием косточек и камней, а также четок, поскольку между данными способами  нет разницы. К тому же Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) одобрил действия обеих женщин и не отрицал их. А указание к лучшему не указывает на запретность совершаемого».
Вообще, следует отметить, что существует множество доказательств использования чего-либо в качестве четок как саляфами, то есть сахабами (да будет доволен ими Аллах), так и халяфами, то есть последующими поколениями мусульман. Так, в сборнике фетв имама Суютый (рохматул-лахи аляйхи) говорится о том, что об использовании четок передавал Сагд ибн Аби Уаккас (да будет доволен им Аллах), что четками пользовались Абу Хурайра, Абу Дарда, Абу София, вольноотпущенника Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), также Фатимы, дочери Хусайна, сына Али (да будет доволен ими Аллах). Там же имам Суютый сказал следующее: «Нет ни одного доказательства тому, что саляфы и халяфы запрещали тасбихы. Напротив, большинство из них пользовались тасбихом и не считали это макрухом».

Абдусамад Махат

Читайте также

0 комментариев