«Верующие люди превосходят друг друга по степени искренности»
«Верующие люди превосходят друг друга по степени искренности»
30.05.2019 10:25
238
0

Хвала Аллаху господу миров, мир и благословение нашему любимому пророку Мухаммаду и его семейству.

            В нынешнее время исламское общество столкнулся с очень большой проблемой как радикализация приверженцев этой совершенной, без преувеличения, религии. Анализируя данную ситуацию, хотелось бы поделиться с вами своими мыслями по этому поводу.

            Как известно радикализация общества была всегда не зависимо от религии и нации. И большая часть этих радикалов состояло из молодых людей, в жилах которых постоянно кипит кровь. Я не как не хочу оправдать их, но их горячие головы не дают покоя своим и чужим ногам. Этого не избежать, так как Всевышним дан этот период жизни для прогресса и развития физической и духовной стороны человека. Эту силу воли правильнее будет направить в правильное русло, чем удерживать. Так как этот поток энергии может снести все дамбы и пороги на своем пути, как сель спускающаяся с горы. Поэтому есть мудрые слова предков: «Опыт должен бояться молодости».

            Так вот, наш досточтимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Какие вы до ислама – такие и в исламе» или «Я скорее поверю, что гора сдвинулась с места, чем в то, что человек изменил свой характер». Воспитание и характер формируются еще в детстве. И если родители не дали ребенку должного воспитания и благого нрава, то в молодости он будет пожинать плоды этого, видя постоянные пощечины от судьбы. Придя же в ислам, его вероубеждение в религии будет формироваться, опираясь на свое мировозрение заданное еще в глубоком детстве. Поэтому его духовный рост, восприятие и понимание священных канонов будет на уровне пределов его развитости. Характер, который сформировался далеким от духовности ислама, подсознательно постоянно будет тянуть его на сторону прежнего невежества. Даже сознательно понимая что, что то-то является грехом будет удерживать себя от него, только до той поры, пока не отключит это сознание каким либо стрессом или кризисом души как ослабевание веры. Характер изменить не возможно! От этого те люди, которые сами по себе были маргиналами по жизни, придя в ислам, находят близкое для своей души такое же общество маргиналов и радикалов, оправдывая свои взгляды «прогибанием» под себя аятов  священного Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Подтверждая тем самым слова Всевышнего: «А [люди], в сердцах которых укоренилось уклонение [от истины], следуют за аятами, которые требуют толкования (муташабихат), стремясь совратить [людей истины] и толковать Коран [по своему усмотрению].(Коран 3:7)

            Что же делать? Как теперь быть, раз уж изменить их почти невозможно? По мне так есть два выхода с теми, кто уже на этом пути морального разложения. Первый путь, это либо удерживать, наставляя их на том языке, который они понимают, язык так сказать «кнута и пряника». И второй, который мне по нраву, это постоянное удерживание их в состояние духовности, направление их сил для внутреннего совершенствования, богобоязненности и чистоты искренности с помощью наставления третьей составляющей части нашей религии науки - ихсан. Которую, к сожалению, в последнее время немного позабыли, пытаясь бороться с инакомыслиями в религии с помощью монополизации шариата, и пренебрегая взглядами других мазхабов, когда в шариате принимаются взгляды четырех правовых школ и все являются «правильными». И тем самым эти споры ведут к нескончаемым дебатам и разделению жамаата. Если же мы возьмем за основу искренность наших деяний, то спор о формах поклонения автоматически прекратится, перейдя на новую волну, на волну где нет споров, так как искренность невозможно определить визуально, или пощупать. И каждый будет занят своими деяниями, а не чужими. Это практика, которые прошли наши предки. Давая свои положительные плоды наука «ихсан», стала быстро распространяться и даже величать своих последователей «суфиями». Поэтому все радикальные течения так яростно противостоят именно этой науке, тем самым не давая обществу мусульман избавиться от споров и разделения на основе взглядов правовых школ. И еще затягивают в эту смуту имамов и теологов. Я, конечно же, не говорю, что мы должны вернуть всю практику суфизма. Нет, мы должны взять ту духовность дервиша идущего по пути сердца, который бесконечно долек от всякого рода смуты. Беря во главу такие аяты из Корана как:

«Он (шайтан) сказал: «Клянусь Твоим могуществом! Я совращу их всех, кроме Твоих искренних рабов (верующих)» (сура «Свад», аят 82–83).

«Кто надеется быть в числе радостных на Том Свете, пусть делает благочестивые дела искренне ради Аллаhа и не лицемерит». Сура 18 Аль-Кяhф аят 110

«Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя..» Сура 18, Аль-Кахф аят 77

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные». (сура Аль-Бакара, аят 177)

А также руководствоваться хадисами как:

«Всевышний Аллах не смотрит на ваши тела, не смотрит на ваш облик, а смотрит только на ваши сердца, и воистину дела будут оцениваться согласно вашим намерениям». (Бухари)

«Кто бы ни свидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, будучи правдивым в своем сердце, того обязательно Аллах сделает запретным для Огня!» Бухари 128, Муслим 32.

Если кто-либо скажет своему брату: «О кафир», – то [эти слова] вернутся к одному из них (Бухари,6103; Муслим,158).

Эти и еще очень много подобных изречении Всевышнего и Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) акцентируют наше внимание на более глубокое понимание богослужения. Стремиться к чистоте помыслов наших дел, а не к внешним разнообразиям.

Мы должны объяснить, что религия это путь достижения счастья как в этой, так и в следующей. Это путь терпимости пред Всевышним, сочувствия и сострадания ко всему творению Господа, а не путь ненависти и разделения. Ислам пришел, чтобы остановить нечестия на земле и установить мир.

 «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: «Мир!» (смысл 63 аята суры «Аль-Фуркан»).

И это все было смыслом жизни лучшего из людей, Пророка Мухаммада(мир ему и благословение Аллаха) который говорил:

«Я пришел, чтобы усовершенствовать ваши нравы»

Наша первостепенная задача должно быть примирение враждующих сторон, а не вступать вместе сними в «потасовку». Тем более, когда есть все инструменты в руках, как наследия наших предков, которые жили в мире и спокойствии, соседствуя с разными религиозными и национальными представителями, без ущерба отдаления от основных канонов Корана и Сунны. Не подливать масло в огонь, который разожгли эти религиозные фанатики, а показать им суть веры на себе и близким к этому людьми. Больше преподавать науку об очищении души и отдалении от страстей эго. Известно, что и Имам аль-Газали характеризовал фикх как мирскую науку, которая изучает вопросы, приносящие мирскую пользу [Ихья, т. 1, с. 17]. А истинной наукой считал путь ихсана – чистоты души.

Иман, ислам, ихсан – как было сказано, основы религии. В данный момент все разногласия основываются на шариате, то есть исламе, второй составляющей. Фанатики радикалы застряли именно там. Их «шейхи» постоянно мусолят темы на этой основе, разделяя общество мусульман на правильных и не правильных, на своих и чужих. Не так думаешь об Аллахе, не так поставил руки в намазе, не так сделал это и ты не свой, а заблудший идущий в ад. Когда они не видят того что это его брать по вере! Что суть поклонения не в внешней форме, которую мы обсуждали выше. И в Коране есть аят говорящий об этом:

Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха — гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите. Сура 29. Паук, 45-й аят.

У нас есть все средства и знания чтобы вывести общества мусульман на уровень ихсана, идти вперед к развитию. В противном случае мы будем порождать невоспитанных, бездуховных «всезнающих» монстров, считающих себя лучше всех и смотрящих на всех свысока. Сейчас мы боремся с радикалами салафитами, завтра мы будем бороться с радикалами ханафитами. Таким образом, порождая одну проблему за другой.

Пророк (Мир ему и благословения Аллаха) сказал:«Кому Аллах желает блага, того Он приводит к пониманию религии»!

Автор: Сальманов Дидар Мұратұлы

Наиб имам мечети города Екибастуз

Специально для mazhab.kz

0 комментариев