Сущность человеческого нафса(эго)
Сущность человеческого нафса(эго)
03.10.2017 10:16
2812
0

Поистине, нафс человека (эго) – это божественная тайна (латифараббанийя), сущность которой невозможно постичь полностью. До момента проникновения в тело человека, нафс называют духом или рух. Когда по велению Всевышнего Аллаха дух соединяется с телом, он познает иное (прим. Всё иное, весь остальной мир помимо Всевышнего Аллаха) и тем самым отвлекается от своего Господа. Тогда между Всевышним Аллахом и нафсом возникает завеса, которая не позволяет нафсу приближаться к своему Создателю.

Известно, что по природе своей человеческий дух – это благородная сущность, ибо дыхание ангела дает ей жизнь. Об этом нам поведал Посланник Аллаха (мир ему и благословение):

«Поистине, сотворение каждого из вас происходит в материнской утробе: в течение сорока дней – в виде капли, затем столько же времени – в виде сгустка крови, и потом ещё столько же – в виде кусочка плоти. А после к зародышу отправляется ангел, который вдыхает в него рух (дух). Одновременно с этим ангел получает веление записать четыре предопределения для этого создания: его ризк (удел), срок жизни, деяния и конечный исход (уйдет он из этого мира счастливым или несчастным)».

После того, как дух соединится с телом, формируется удивительное творение, которое называется инсан (человек). Аллах сделал человека своим халифом (наместником) на земле, чтобы он вел созидательный образ жизни. Проявляя заботу о человеческомнафсе, Всевышний ниспослал шариаты (своды законов). Ведь знание и нрав – это основы, на которых базируется совершенство нафса человека.

Поскольку предписания и веления Всевышнего Аллаха адресованы нафсу человека, и именно качествами нафса определяется праведность или порочность людей, то совершенствование человеческого нафса и есть главная цель ниспослания божественных Книг, пророков, посланников и установления законов.

Нафсу человека от природы присущи страсть, беспечность, подверженность разным жизненным ситуациям и влиянию плохих друзей – демонов из числа людей и джиннов, нафс постоянно совершает грехи. Следовательно, над нафсом необходимо работать, искоренять его изъяны, возникающие из-за совершения грехов, и избавляться тем самым от их вреда. Это возможно лишь посредством искреннего покаяния и возвращения к Всевышнему Аллаху.

 

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана

0 комментариев