Нормы общения и этика речи
Нормы общения и этика речи
08.06.2015 10:14
2804
0

«Скажи: “Он – Тот, Кто создал вас и наделил вас слухом, зрением и сердцами. Как же мала ваша благодарность!”». Коран (67:23) 

Всевышний Аллах сотворил человека в прекрасном облике, дав ему зрение и слух, наделил его разумом, способностями обучаться и возможностями добычи.

Всевышний сказал: «Скажи: “Он – Тот, Кто создал вас и наделил вас слухом, зрением и сердцами. Как же мала ваша благодарность!”». Коран (67:23)

А также Всевышний сказал: «Разве Мы не наделили его двумя глазами, языком и двумя устами?» Коран (90:8-9)

Задачей языка является выражение своих нужд и доведение информации до других путем речи и произношения.
Всевышний сказал:

«Всемилостивый научил Корану, создал человека и научил его изъясняться». Коран (55:1-4)

А также Всевышний повелел человеку уделять внимание своим высказываниям, так же как и своим поступкам, и поэтому кем-то из мудрецов было сказано: «Кто посчитает свою речь – действиями, тот будет мало говорить».

Всевышний повелел человеку говорить только истину, и то, чем Он будет довольствоваться, а также следить за всеми словами, выходящими из его рта.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, кто-то из вас может произнести слово, которым будет доволен Аллах, но он даже и не представляет, какой степени оно достигает, и Аллах за это слово предпишет ему Своё довольство до Судного Дня. И поистине, кто-то из вас может произнести слово, которое прогневит Аллаха, но он даже и не представляет, какой степени оно достигает, и Аллах,за это слово предпишет ему Свой гнев до Судного Дня» .

Такова цена слова в исламе, поэтому мусульманин придерживается благочестия в речи точно так же, как и в еде и питье, и сторонится пустословия и всего того, что не несет в себе пользу, так же как сторонится явно и очевидно запретного и сомнительного. Да и как ему не быть таковым, когда он олицетворяет сказанное Всевышним: «Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель». Коран (50:18)

А также слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Кто верует в Аллаха и Последний День, то пусть говорит благое или молчит» .

Перечислим некоторые нормы этики речи:

1 – при разговоре с людьми нужно подбирать наилучшие слова и выражения и отвечать на то, что слышит от них, проявляя воспитанность.
Всевышний сказал: «Их научили благим словам и наставили на путь Достохвального». Коран (22:24)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Защитите себя от адского огня хотя бы с помощью половинки финика, а если не найдёте и этого, то с помощью доброго слова!»

2 – При разговоре не стоит говорить быстро для того, чтобы слушающий успевал внимать речи и осмысливать содержание слов и то, что под ними подразумевается.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «Поистине, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, никогда не говорил так быстро и неразборчиво, как это делаете вы».

А также: «Поистине, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил (так), что, если бы кто-нибудь (захотел) посчитать (его слова), то непременно сделал бы это».

А также: «Речь Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, была ясной и разборчивой, которую понимал всякий, кто слушал его» .

3 – Разговаривать с собеседником нужно на уровне, который он понимает, в соответствии с его уровнем знаний и образованностью, иначе он может воспринять высокопарные слова как насмешку над ним или будет некомфортно себя чувствовать.
Абдулла ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, говорил:

«Не говори с людьми о том, что не смогут постичь их умы, чтобы не смутить кого-то из них» .

А также Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Говорите с людьми о том, что они знают » .

4 – Нужно стараться не погружаться в темы разговора, в которых собеседник не сведущ, или же затрагивать те темы, в достоверности которых есть сомнения, или, более того, не известно ничего, кроме предположений, потому что предположения являются наиболее лживой речью.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Остерегайтесь предположений (в речах), ведь истинно предположение является наиболее лживой речью» .

5 – Следует остерегаться много говорить, если, конечно, того не требует такая ситуация, как ответ на вопрос или же назидание, или же призыв к совершению одобряемого или запрету порицаемого, или же призыв к пути Господа.

Всевышний сказал: «Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» Коран (4:114)

От Абдуллы ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не говорите много речей, кроме упоминания Аллаха, ведь, поистине, множество речей, кроме упоминания Всевышнего Аллаха, указывает на черствость сердца, а ведь дальше всех от Всевышнего Аллаха находятся те люди, чьи сердца черствы» .

6 – Следует сторониться пустых разговоров, болтовни и бесполезных речей.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного». Коран (23:1-3)

7 – Никогда не стоит необдуманно говорить что-либо. Прежде чем что-то сказать, следует подумать и поразмыслить о последствиях, которые могут нести слова.

8 – Следует сохранять молчание, когда говорят старшие, знатные, более знающие и уважаемые люди, слушая их внимательно.

9 – Прежде чем начать говорить, нужно подождать, пока закончит речь говорящий, не прерывая его;, в месте собрания разумных людей двое не говорят одновременно. И не стоит перебивать человека, чтобы исправить его или же опровергнуть сказанное им, а уж, тем более, с целью насмешки над его словами.

Всевышний сказал: «Говорите людям приятное» Коран (2:83)

А также сказал: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом» Коран (29:46)

10 – Не стоит повышать голос и разговаривать громче, чем это требуется, сторонясь криков, шума и раздражения.
Всевышний сказал: «Соразмеряй же свою поступь и умеряй голос, ибо самый неприятный звук – это рев осла». Коран (31:19)

11 – Следует соблюдать спокойствие во время разговора и быть улыбчивым, и не быть мрачным или хмурым, глядя в лица людей.
От Абу Ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Каждый раз когда разговаривал, улыбался» .

12 – Следует сторониться сквернословия и грязных выражений, потому что верующий человек не может быть непристойным и похабным.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующий не порочит, не проклинает, не совершает непристойное и не сквернословит»

13 – Во время разговора следует сторониться часто произносить клятвы, кроме как при необходимости.
Всевышний Аллах сказал: «Оберегайте же свои клятвы». Коран (5:89)

14 – Следует сторониться клятв созданиями, какими бы они ни были, будь то Пророк (мир ему и благословение Аллаха), ангелы, кааба, отец и т.д.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Послушайте! Воистину, Аллах запретил вам клясться своими отцами. Кто хочет поклясться, то пусть клянется Аллахом или же молчит» .

Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал, что: «(Однажды) он услышал, как какой-то человек сказал: “Нет, клянусь Каабой”, и тогда Ибн Умара сказал ему:”Не клянись ничем, помимо Аллаха, ведь, поистине, я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Тот, кто поклянется чем-либо, помимо Аллаха, тот совершит акт неверия или многобожия”» .

15 – Нужно приучить язык часто просить прощения у Аллаха за каждый плохой поступок или прегрешение.
Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мой язык неприлично выражался в отношении моей семьи, но не переходя на других, и я спросил об этом Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал мне: “Как часто ты просишь прощения своим грехам у Аллаха?” Поистине, я каждый день прошу прощения у Аллаха по сто раз!»

16 – Необходимо следить за языком и хранить его от того, что может быть пагубным и запретным, в следующем:
а) Ложь, как всерьез, так и в шутку, потому что ложь является одним из серьезнейших и больших грехов.
б) Хула, это такое упоминание человека за его спиной или в его отсутствие, которое бы ему не понравилось.
в) Распространение сплетен.
г) Бесплодные и непродуктивные споры и бесполезные разговоры.
д) Проклятия, наговоры, поношение, клевета, ругань и задевание чести кого-либо.
е) Порочение чего-либо или кого-либо, презрительные высказывания в адрес какого-либо создания.
ж) Частые шутки и смех и вызывание смеха у других, так как это может привести к тому, что это станет нормой и обычаем и приведет к потере уважения и стыдливости.
з) Издевки и насмешки над людьми.
и) Чрезмерная похвала и чрезмерные почести, достигающие грани лести и лицемерия.

Сообщается, что Укба бин Амир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я спросил: ”О Посланник Аллаха! Что может привести к спасению?” Он ответил: ”Предохраняй свой язык (от всего, что может обернуться против тебя), считай дом твой достаточно просторным для тебя (будь чаще дома, находя причины быть ближе к Аллаху, ощущая влечение к его подчинению) и плачь о своих грехах (сожалея о них и раскаиваясь)”» .

«(Однажды) я спросил: “О Посланник Аллаха! Расскажи мне о том, чего мне стоило бы придерживаться?” Он ответил: “Скажи – мой Господь Аллах, и проявляй стойкость.” Я спросил: ”О Посланник Аллаха! Из-за чего ты больше всего опасаешься за меня?” И он взялся за свой язык, и сказал: “Вот это!”» .

islamnews.ru

 

Читайте также

 

0 комментариев