Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Каусари: «Цените труд исламских ученых!»
Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Каусари: «Цените труд исламских ученых!»
13.01.2017 15:54
2234
0

Недавно я читал о работе, которую ведут светские юристы, а также о стоимости их услуг – только час их работы стоит сотню и более фунтов стерлингов! Это лишний раз заставило меня оценить работу наших (исламских) ученых, которые проводят дни и ночи в поисках ответа на вопросы и нужды людей. Под «вопросами» я не имею в виду вопросы, на которые достаточно короткого и простого ответа (и не те вопросы, которые связаны с влиянием джиннов, черной магии, сглаза, написания амулетов и прочего). Речь идет о тонких и деликатных вопросах фикха. Под учеными я не имею в виду имамов и проповедников, которые делают лекции на общие темы (нравственности и семейной жизни), я имею в виду муфтиев и факихов, которые выносят фетвы (решения по шариатским вопросам).

Количество времени, труда, энергии и научных исследований, которые муфтии и алимы тратят на рассмотрение шариатских вопросов, часто во много раз превышает то количество времени и труда, которые светские юристы тратят на консультации и судебные дела.

Иногда подобный вопрос требует многих часов, а то и дней или недель, чтобы решить дело. Муфтиям приходится иметь дело со сложными вопросами, касающимися брака, развода, опеки над детьми, медицинских вопросов, бизнеса, финансов, наследства и многого другого. Один из самых сложных вопросов – это вопрос развода, где следует подробно рассмотреть каждое слово, сказанное мужчиной, чтобы правильно вынести решение. Затем необходимо понять, сколько разводов имело место на самом деле, был ли это обратимый развод (радж’и) или необратимый развод (ба’ин). Существуют сотни сложных бракоразводных вопросов, трудность которых невозможно понять тому, кто ни разу не занимался подобной работой.

В качестве примера я вспомнил случай, с которым мне пришлось столкнуться на прошлой неделе. Муж сказал жене слова развода в своеобразной форме, без использования слов «развод» или «талак». Жена хотела узнать, произошел ли развод, и если да, какой тип развод имел место – может ли он вернуть ее обратно в одностороннем порядке, или требуется повторный никах и т.д.

Я начал исследовать вопрос в свете Корана, Сунны и различных работ наших ученых (факихов). Будет ли это ясной (сарих) формулировкой развода, что приводит к обратимому(раджи'и) разводу, или иносказательной (киная), которая приводит к необратимому (ба'ин) разводу, и требует ли она намерения (на развод) или нет, и т.д... Пришлось привлечь как классические работы по фикху на арабском языке, так и изучение различных выражений в английском языке, что было очень сложно.

Сначала я обратился за помощью к одному из моих коллег, который работает со мной, чтобы он изучил вопрос и высказал свое мнение. Затем нам понадобилось мнение других ученых, поэтому я написал еще двум коллегам, с которыми мы советовались, какое шариатское решение будет необходимо в этом случае. После совета с ними я поделился их мнениями с моим коллегой, и он снова посмотрел на вопрос (но уже с иной точки зрения), и я также провел собственное исследование, просматривая различные классические книги по фикху и сборники фетв. И лишь примерно через 5 дней мы, наконец, пришли к окончательному решению!

Вышеприведенный пример является лишь одним случайно подобранным примером из сотен таких же случаев, с которыми нам приходится сталкиваться регулярно. Если бы такой вопрос был получен один раз в месяц или раз в две недели, ученым было бы не так сложно работать, но многие муфтии сталкиваются с такими вопросами по несколько раз в неделю; следовательно, им приходится просиживать за работой до поздней ночи - до часа или двух утра и более! В то время как люди, задающие вопрос, еще выражают недовольство, что на их вопрос отвечают так долго, но им не приходит в голову, что ученый, возможно, проспал лишь несколько часов ночью, пытаясь ответить на вопросы каждого. Добавьте к этому сотни просьб, где люди просто хотят получить общие рекомендации, совет, наставление или даже просто желают, чтобы их выслушали.

И помните, вся эти работа делается без какой-либо платы. Вы идете к адвокату за консультацией по составления завещания и платите ему около 200 фунтов в час, но муфтии дают подобные советы совершенно бесплатно! Имам Ибн Хальдун сказал об этом, что люди готовы платить за вещи, которые приносят пользу лишь в этой жизни, но не желают платить за то, что принесет им пользу их в следующей жизни - потому что мы близоруки и больше заботимся о временном, а не о том, что будет после смерти. Равно как ученые и муфтии, как правило, не взимают плату за свои время и усилия, в противном случае большинство людей просто перестанут задавать вопросы, и поэтому не будут устраивать жизнь согласно шариату.

Перевод с английского языка Azan.kz

0 комментариев