История ислама и его особенности в Казахстане и Центральной Азии
История ислама и его особенности  в Казахстане и Центральной Азии
12.01.2018 14:23
9161
0

Начало распространения ислама на территории Казахстана и Центральной Азии датируется уже в конце VII века и началом VIII века. История нашего государства непрерывно связана с религией ислам. Это религия стала одним из основных источников становления самобытной духовности и культуры казахского народа. Древние тюрки – предки казахов, которые приняли ислам, участвовали в становлении исламской цивилизации и причастны ко многим ее достижениям.

Победа арабского войско в битве с китайской стороной, произошедшей у города Атлаха, который находится неподалеку от Тараза, дала первый толчок к распространению ислама на территории Казахстана и Центральной Азии. Ислам стал распространятся по всему региону и этот процесс продолжался несколько столетий.  Сперва в больших городах, и далее он утвердился по всей территории Казахстана и Центральной Азии. В начале X века, происходит событие, которое повлияло на принятие мусульманство многими тюрками – ислам принимает сам родоначальник династии Караханидов Сатук-хан. Далее уже его сын Богра-хан Харун Муса в 960 году объявил ислам государственной религией.

Если обратится к историческим источникам, то можно увидеть, что исламизация региона носила мирный характер. Ислам добровольно принимали представители разных сословий и народов. В литературных памятниках, эпосе и исторических документах не были зафиксированы случаи неприязненного отношения к мусульманству. Что в свою очередь нам доказывает о том, что люди могли при принятии ислама, сохранять многие свои традиции и обычай. После они трансформировались с основными положениями и законами шариата ислама (фикх).      

Ислам как новая религия открывала возможности для роста народного самосознания, высвобождения его из-под гнета деспотических установок и правил, которые существовали среди людей, проживающих на территории Казахстана и Центральной Азии. Если ранее полезным признавалось только то, что шло на пользу верховной власти, то с приходом ислама стали признаваться и деяния, расширявшие горизонты культурного бытия народа. Расширение культурного пространства, которое инициировалось исламом, способствовало темпам распространения новой религии в регионе.

В.В. Бартольд писал: «Главное преимущество ислама заключалось, конечно, в культурном первенстве мусульманского мира, а также в материальной и духовной культуре среди образованных народов того времени».

Ислам сыграл положительную роль в приобщении кочевников Казахстана и Центральной Азии к духовным ценностям мировой цивилизации, благодаря арабскому языку они смогли познакомиться с литературой, философией, историей, культурой других народов. Арабская же культура к этому времени стала центром мировой культуры, она явилась той средой, благодаря которой сохранились достижения древних цивилизаций и на основе которой позднее возникли культура Возрождения, Ренессанса и новоевропейский стиль мышления. Благодаря арабо-мусульманской культуре не канули в безвестность культурные ценности древности, сохранилась преемственность цивилизаций, и в этом – ее великое историческое значение. Более того, она внесла большую лепту в развитие мировой цивилизации, а через арабо-мусульманскую культуру в эпоху раннего средневековья происходило приобщение других народов к мировой культуре, что благотворно сказывалось на судьбе исламизированных народов.

Положительное влияние ислама ощущалось не только в духовной сфере. Приход ислама сыграл позитивную роль и в развитии материальной культуры. Подавляющее большинство купцов и торговцев, кочевавших по Великому Шелковому пути, к этому времени приняли ислам. Установление исламских положении, безусловно сыграло, положительную роль в приобщении людей к гуманистическим ценностям и сохранению человеческих и порядочных отношении в обществе.

Не нужно забывать, что на территории Казахстана и Центральной Азии присутствовали также представители других религии – это христиане, преимущественно несторианство и яковитство, буддизм, зороастризм, шаманизм. Широко среди местного населения было распространено тенгрианство. Последователи ислама легко находили общий язык с представителями других религии и жили в мире и согласии с ними. Это нам еще раз показывает, что ислам мировая религия добра и света, и нет в ней жестокости и фанатизма.   

В ХV-ХVIII вв. ислам был признан официальной идеологией Казахского ханства, основоположниками которого являются султаны Жанибек и Керей. С образованием казахской народности внедрение ислама способствовало укреплению верховной власти ханов и слиянию различных казахских племен в единую этническую общность.  Нужно отметить, что на территории Казахстана и Центральной Азии укрепился ислам суннитского толка ханафитского направления (мазхаба). Вместе с этим в общественной и частной жизни складывался своеобразный синтез ислама с элементами традиции и обычай народов, проживающий на этой территории. 

Укрепление позиций мусульманской религии в регионе происходило на фоне определенного взаимодействия законов ислама с традициями и обычаями. Сложился так называемый религиозный синкретизм, когда следование исламскому вероучению сочеталось с сохранением в культовой практике древних тюркских традиций. Таким образом, в степи получил распространение так называемый ислам, который включил в свой аспекты некоторые элементы доисламских положении, которые присутствовали в неписанных законах среди людей. Все это происходило с согласованием со стороны богословов и религиозных ученых (мужтахидов и шейх ислами) по мусульманскому праву (фикх, усу-л-фикх) мусульманской общины (уммы).

Для сохранения истинных положении ислама и законов религии были обучены много богословов, имамов, кади, мулл – официальных лиц духовенства. Проводниками ислама выступали миссионеры из Бухары, Самарканда, Хивы, Шаша (Ташкента), Туркестана, Исфиджаба (Сайрама) и других городов, расположенных на нашей территории.  

Богословы ханафитского направления (мазхаба) Казахстана и Центральной Азии сыграли большую роль в укреплении позиций суннизма. В результате творческой и преподавательской деятельности нескольких поколений в регионе и вокруг него укрепляют свои позиции матуридитский калам (основы вероубеждения) и модель ханафитской богословско-правовой школы (мазхаба). Следует заметить, что наравне с богословами Самарканда и Бухары, на передний план выдвигаются представители ученых других городов таких, как Тараза, Исфиджаба, Касана, Маргинана (Все эти города находятся на территории Казахстана и Узбекстана). В условиях отсутствия тесных связей и взаимодействий правителей с местными городскими элитами и кланами, приглашенные богословы и религиозные преподаватели нередко становились исполнителями воли правителей. Богословы в условиях политической нестабильности, наступавшей в результате частой смены власти и вторжения новых завоевателей, превращались в реальную силу в обществе.

Можно констатировать, что за вес исторический период интенсивно шла дальнейшая детализация и кодификация основных положений ханафитского школы (мазхаба) с учетом местных традиции и обычай. Несколько поколений богословов, преподавателей, учителей этой школы основательно проанализировали разнообразные проявления жизни современного им общества с позиций их соответствия нормам ислама и отраженности в положениях самой ханафитской школы (мазхаба).

Результаты этих процессов зафиксированы в многочисленных сочинениях и книгах по шариатскому положению (фикху). В условиях частых изменений политической, экономической и социальной ситуации на территории Казахстана и Центральной Азии кланы богословов сохранили и укрепили свое влияние среди населения.

История еще раз нам показывает, что ислам имел большое значение почти для всего народа, проживавшего на территории Казахстана и Центральной Азии. И только в начале XX века с приходом советской власти, мы видим, упадок распространения ислама и его культуры среди людей. Был нанесен большой удар по всем, кто придерживался исламских ценности и религиозных воззрении. Жесткий и постоянный контроль со стороны советской власти, а также гонения тоталитарной системы привели к процессам, которые послужили к отхождению людей от религии. В государстве закрывались медресе, мечети, запрещалось отмечать праздники с религиозной окраской, развивались атеистические взгляды на религию в целом.  Росло немалое количество людей, проявляющих безразличие к ценностям религии. 

Но уже на последнем этапе существования советского периода, отношение к религии принял совсем другой курс, пришел процесс исламского и религиозного возрождения. Как отметил академик А.К. Кошанов: «в 80-е годы ХХ века советского периода государственная политика, не смотря на тенденции религиозного возрождения, была ориентирована на коммунистическую идеологию, вмести с этим существовал определенный запрет на религию». Но после развала союза советских социалистических республик эта политика пришла к упадку.

После же приобретения независимости нашей страны, люди стали опять искать истоки религии и его основы. Здесь нужно отметить отношение государственной политики Республики Казахстан, которая не стала вмешиваться во внутренние дела религиозных объедении и организации. Что в свою очередь дала возможность углубленному и многостороннему изучению религиозных, основ и убеждении, в том числе и ислама. Многие молодые люди стали учиться за границей в авторитетных религиозных университетах, в государстве стали строить много мечетей и медресе, стали обучать религиоведению и исламоведению в высших учебных заведениях нашего современного государства, таких как Казахский государственный университет имени аль-Фараби в Алмате, Евразийский национальный университете имени Л.Н. Гумилева в Астане.

Отдельно нужно сказать о созданным в Казахстане Египетском университете исламской культуры «Нур-мубараке», который был открыт в 2001 году по инициативе нашего Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева и Президента Арабской Республики Египет Мухаммад Хосни Саид Мубарака. В данный момент в этом университете есть много факультетов, где обучаются студенты, магистранты и докторанты. Студенты и магистранты изучают широкий спектр предметов, связанных с историей и культурой разных религии, грамматикой иностранных языков, а также с основами ислама. Докторанты пишут новые диссертации на разные религиозные актуальные и современные темы, которые связаны с древними книгами и рукописями. Сотрудники и преподаватели университета оказывают методическое и научное содействие по созданию нужных программ и учебников для обучающихся. Ведется также экспертная деятельность, в рамках которой особое внимание уделяется соответствию разрабатываемых учебных пособий действующему законодательству, а также развитию толерантных традиции в области межрелигиозных и межэтнических взаимоотношений.

Состав ученых и преподавателей университета тесно сотрудничают с учеными других университетов, с специалистами и сотрудниками Министерства религии и гражданского общества Республики Казахстан, а также почти со всеми областными центрами по делам религии нашей страны. Готовит образованных имамов и преподавателей (устазов) для Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК).

Вмести с этим университет «Нур-мубарак» сотрудничает с университетами других государств: Египта, Малайзии, России, Узбекистана, Турции. В этом прекрасном университете уже обучились не мало людей, которые стали грамотными религиоведами и исламоведами. Они помогают людям в изучении вопросов религии, особенно связанных с исламской юриспруденцией.

Для сохранения в Казахстане и Центральной Азии стабильности и мирных, добрых взаимоотношений среди людей, изучаются актуальные вопросы религии, в особенности исламские положения шариата (фикх). Для этого специально были написаны не мало научных работ диссертантами и докторами религиозных наук. Одним из таких работ было совершено недавно мной под руководством доктора исторических наук, профессора  Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева А.Муминова и доктора религиозных наук, профессора международного исламского  университета «Аль-Азхар» Махмуд Али Ахмада  в стенах Египетского университета исламской культуры «Нур-мубарак» на тему: «Место и значение Мухаммада ибн Ахмада ал-Исбиджаби в истории мусульманского права в Центральной Азии (на основе данных его сочинения «Зад ал-фукаха’»). Диссертационная работа посвящена исследованию деятельности и творчества Баха’ ад-дина Абу-л-Маʻали Мухаммада ибн Ахмада ал-Исбиджаби, выходца из средневекового Исбиджаба (ныне Южно-Казахстанская область, город Сайрам).

Его труд «Шарх Мухтасар ал-Кудури», остающийся до сих пор в рукописи, оказал существенное влияние на дальнейшее развитие мусульманского права (фикх) в Центральной Азии и всем мусульманском мире. Он, наряду с общеисламскими положениями, сохранил в себе для ХІІ в. детали и многочисленные примеры местной духовной и культурной жизни, норм социальной, экономической жизни локального общества, быта, традиций населения всей Центральной Азии,  Исбиджаба и Самарканда в частности. В этом отношении рассматриваемый труд служит ценным и достоверным источником для истории культуры и религии Казахстана.

В диссертации на основе данных сочинения Баха’ ад-дина ал-Исбиджаби проанализированы основные черты региональной формы бытования ислама в средневековом Казахстане и Центральной Азии, история развития мусульманского права (фикх), сущность и основные черты религиозной политики государства Караханидов (382–607/992–1211) в Центральной Азии.  Актуальность темы диссертационного исследования состоит в слабой изученности источников по истории исламских наук и мусульманского общества в городских центрах Центральной Азии в период правления династии Караханидов.

Выявление и введение в научный оборот новых письменных памятников создает надежную источниковую базу для изучения деятельности ведущих богословов этого региона. Всё большую роль в жизни государства играли крупные городские центры, в которых концентрировались ведущие ученые (факихи и ‘улама’). Через изучение богословской среды той эпохи становится возможным исследование религиозной политики Караханидов. Как известно, в результате распространения ислама в данном историко-культурном регионе начали формироваться региональные мусульманские общества. Древние цивилизации, включившись в духовную жизнь мусульманского общества, привнесли в эту религию свои религиозно-этические представления, правовые нормы, обычаи и культурные традиции. Различные сегменты мусульманского мира адаптировались к исламу не одновременно и с не одинаковой степенью глубины. В конечном итоге это привело к тому, что ислам приобрел специфические черты, отличающие одну региональную форму своего бытования от другой. Процесс «освящения» исламом местных традиций, правовых норм и превращения его в «свою» религию связан с формированием местного сословия религиозных авторитетов и сложением местных духовных центров. В силу специфики ислама ключевая роль в этом процессе принадлежала мусульманским богословам и законоведам (факихам). Согласно одной из основных идей ислама, существует единый мир, который должен жить по священному религиозному закону, ниспосланному Богом в Коране, воплощенному в сунне пророка Мухаммада и истолкованному в фикхе – своде наук о принципах и правилах жизни мусульманской семьи и общины.

В трудах ведущих ученых того периода нашли свое отражение различные проявления политической, экономической, социальной и культурной жизни Казахстана и Центральной Азии периода династии Караханидов.

Таких диссертационных научных работ становится все больше, что позволяет нам сохранить наши истоки, историю, традицию, и с другой стороны религиозные ценности, через призму изучения научных трудов богословов (факихи и ‘улама’) средневековья. 

Для того, чтобы сохранить так называемый своеобразный синтез ислама с элементами традиции и обычай народов, проживающий на территории Казахстана и Центральной Азии, ученые основательно изучили многие древние книги и рукописи по исламским наукам. Здесь нужно привести пример таких современных ученых как Абсаттар Дербисали, А.К. Муминов, Ш.Т.Керим, А.К. Избаиров, Н.Ж. Байтенова.

Изучая труды ученых Казахстана и Центральной Азии, мы также часто обращаемая к научным работам Европы и России. Крупнейшими представителями европейской и российской школы научного религиоведения и исламоведения являются такие ученый как – В.В. Бартольд, А.Э.Шмидт, И.Ю. Крачковский, Е.Э. Бертельс, И.П. Петрушевский.  Их научный и академический подход к изучению ислама являлся работой, целью которого в первую очередь –предоставлять нашему современному обществу непредвзятую информацию об исламе и его духовных ценностях, и ориентирах его последователей.

Научное религиоведение и исламоведение в современном Казахстане и Центральной Азии должны в первую очередь приложить все усилия в преодолении невежества в обществе в отношении религии. Алгоритм здесь простой – вера без знаний слепа, а невежество – питательная среда для фанатизма и для нетерпимости по отношению к инакомыслящим. Чем человек меньше знает, тем легче его убедить в истинности внушаемой ему мысли и вероубеждения. Отсюда мы видим в нашем обществе молодых людей, которые хотят быть в кавычках, полноценными верующими – но этим только проявляют не нужную чрезмерность, буквализм, фанатизм и жесткость в проявлении своей веры или религии. Пропаганда «исключительности», «совершенства» своего пути, «возвышении своих шейхов» провоцирует несведущих молодых людей к конфронтации с теми, кто не разделяет их взглядов.

Представители научного религиоведения и исламоведения, а также мусульманские богословы и ученые, служители исламского культа должны исходить из интересов сохранения истинных ценности ислама и традиции нашего народа.

В заключении нужно сказать, что на территории Казахстана и Центральной Азии ислам, как религия принесла очень много положительного и необходимого для укрепления добрых, хороших и доверительных отношении среди людей.

 Анализ сведений из первоисточников по истории и религиозному положению на территории Казахстана и Центральной Азий, изучение существующих рукописей (махтутов) показывает, что богословы и ученые были высоко образованы, эрудированы и имели достаточно широкий диапазон научных взглядов.

Высокая степень развития религиозного самосознания, интеллектуальная среда общения, достижения в религиозной науки послужили той базой, на которой возникло религиозная среда, верующих мусульман в Казахстане и Центральной Азии. 

Вмести с этим, мы видим, что история сложения центральноазиатской школы шариата (фикха) показательна для понимания процессов формирования религиозных форм бытования ислама, постоянного взаимодействия общеисламских принципов с местными формами их истолкования и, в конечном счете, понимания механизма функционирования ислама как сложной идеологической системы. 

 

 

КАЙРБЕКОВ  НУРЛАН

(Преподаватель Павлодарского

Государственного Университета им. С.Торайгырова, 

имам городской мечети Павлодара «Акмешит»,

докторант PhD, религиовед, исламовед)  

0 комментариев