Имам аль-Бухари
Имам аль-Бухари
06.06.2015 15:36
4635
0

Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим аль-Джуфи вошел в историю под именем Имам Мухаммад аль-Бухари (810-870 гг.). Абу Абдуллах Мухаммад стал автором величайшего свода хадисов «Ал-джаме ус-сахих» («Сборник достоверных хадисов», известный как «Сахих аль-Бухари»). Уже при жизни он был удостоен звания «Повелителя правоверных». В области науки о хадисах имам аль-Бухари достиг таких высот, что однажды имам Муслим, целуя его в лоб, произнес слова достойные великого признания: «Позволь мне поцеловать тебе и ноги, о учитель учителей, господин мухаддисов и врачеватель хадисов».
Имам аль-Бухари родился в 194/810-811 году в селении Хартанг близ древней Бухары, города, ставшего крупнейшим центром развития ремесел, торговли, науки и искусств. После завоевания Хорасана мусульманами дед Абу Абдуллаха Мухаммада под влиянием правителя Бухары принял Ислам. Абу Абдуллах Мухаммад был богатым, уважае-мым человеком, и слыл одним из авторитет-ных рассказчиков хадисов. Отец аль-Бухари во многих воспоминаниях современников описывается как высокообразованный и интеллектуальный человек. Исмаил лишился отца в детстве, к тому же, будучи ребенком, потерял зрение. Его попечителем стала мать, которая с верой во Всевышнего и упорством лечила его от слепоты. И вот однажды она увидела во сне пророка Ибрахима (а.с.), который сказал: «Аллах вернул зрение твоему сыну благодаря твоим многочисленным мольбам». Мудрая и одухотворенная женщина воспитывала сына в вере в Аллаха, в традиции любви к различным наукам, поэтому дала Исмаилу достойное образование. Будучи ребенком, он уже обладал уникальной, незаурядной памятью. В возрасте 7 лет Исмаил изучил Священный Коран. В возрасте 10 лет знал наизусть несколько тысяч хадисов. Когда ему было одиннадцать лет, он однажды на уроке исправил ошибку учителя в одном хадисе, в результате чего получил похвалу. Этот случай возвысил его среди соучеников.
К 16 годам юный аль-Бухари в знании Ислама мог посоперничать с маститыми богословами Бухары. Абу Джа‘фар Мухаммад бин Абу Хатим аль-Варрак вспоминал: «Однажды я спросил Абу ‘Абдуллаха аль-Бухари: «Как ты начал изучать хадисы?». Он ответил: «Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне десять лет или менее того. Потом я покинул школу и учился то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я уже помнил наизусть книги Ибн аль-Мубарака и Ваки‘а и знал их высказывания…»
Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры постоянно просили его читать хадисы. Вблизи пыльных дорог, вокруг безусого юнца, собирались тысячи слушателей, большинство из которых записывали то, что он им говорил.
Исчерпав все возможности получения знаний в Бухаре, шестнадцатилетний юноша в сопровождении матери и брата отправился в Священную Мекку, город пророка Исмаила (а.с.), его матери Хаджар (р.а.) и родину последнего посланника Бога, пророка Мухаммеда (с.а.с.).
Вскоре мать и брат аль-Бухари покинули Мекку. Сам же Исмаил оставался в Хиджазе в течение 4-х лет. Постигая науку о хадисах, аль-Бухари в течение нескольких лет совершил путешествие по разным провинциям Халифата. Он прослушал хадисы более чем у тысячи шейхов, собрав все «достоверные» (сахих) предания о высказываниях и поступках Пророка Мухаммеда (с.а.с.).
Аль-Бухари побывал во многих городах исламского мира, начиная с Хорасана до Ирака, Египта и Сирии. Во время этих путешествий он участвовал в собраниях-маджлисах видных рассказчиков хадиса, среди которых были такие знаменитые ученые, как имам Ахмед ибн Ханбал, руководитель мазхаба ханбалитского толка, и Яхья ибн Моин.
Точная дата начала составления блистательного сборника аль-Бухари с названием «Сахих-уль-Бухари» неизвестна. В своих воспоминаниях автор напишет: «…когда мне исполнилось восемнадцать лет, я стал классифицировать сведения о сподвижниках и последователях, а также их высказывания». Однако история повествует, что по завершению написания этой книги аль-Бухари представил свой труд на рассмотрение своим учителям: имаму Ахмаду ибн Ханбалю, умершему в 241 г.х., Ибн-уль-Мадини, умершему в 234 г.х., и Ибн Моину, умершему в 233 г.х. Также имеются свидетельства, что вся работа по сбору хадисов и составлению свода заняла 16 лет. Эти сведения указывают на то, что работа по сбору сокровищницы хадисов была начата не позже 217 г.х. В это время имаму аль-Бухари было 23 года.
Современники свидетельствуют, что аль-Бухари знал наизусть несколько десятков тысяч «достоверных хадисов» и несколько десятков тысяч «недостоверных». Свои занятия учитель хадисов проводил в торжественной атмосфере. Рассказывают, что в Багдаде на них присутствовало до двадцати тысяч человек.
При чтении хадисов три человека громким голосом всегда вторили учителю, тем самым давая возможность присутствующим их записывать.
Хашид бин Исма‘ил рассказывал: «В Басре Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: “Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов и ничего не записываешь, но почему ты так делаешь?”. Через шестнадцать дней он сказал нам: “Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали”. Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, и он стал читать всё это наизусть, а мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: “Вы и теперь считаете, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?” − и после этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто…».
Посещение главных городов мусуль-манского мира Мекки, Медины, Басры, Куфы, Каира, Нишапура, Багдада и других заняло 40 лет жизни имама аль-Бухари. Когда он пребывал в Багдаде, где жило много богословов-арабов, аль-Бухари подвергли испытанию. Богословы выбрали сто хадисов, изменили имена рассказчиков и внесли изменения в текст. Затем прочли эти хадисы аль-Бухари и спросили его мнение. Он к тому времени знал наизусть 600 тысяч хадисов, поэтому с легкостью исправил привнесенные богословами ошибки. Назвал имена рассказчиков и зачитал наизусть правильный текст, тем самым удивил и восхитил ученых.
Высокое положение и слава аль-Бухари привлекали к нему многих любителей хадисов, которые приезжали издалека только для того, чтобы услышать его. Историки и библиографы аль-Бухари считают, что число людей, учившихся у него хадисам, достигало девяносто тысяч человек. Среди его учеников встречаются имена людей, ставших известными и почитаемыми рассказчиками хадисов в истории Ислама.
Несомненно, важнейшей книгой хадисов в Исламе считается «Сехах-е ситте» («Достоверные шесть книг»). Но среди этих шести книг есть свод «Аль-джами‘ ас-сахих», который обычно называют кратко «Сахих аль-Бухари», является важнейшей.
Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению “Сахиха”, послужило сомнение в достоверности ходивших в быту многочисленных хадисов. К тому же, шейх Исхак бин Рахавайхи хотел собрать воедино одни лишь «достоверные» хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: «Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение)».
Кроме того, решимость молодого человека укрепил сон, в котором увидел себя стоящим перед Посланником Аллаха (мир ему), с веером в руках и защищающим его. Данное видение было истолковано аль-Бухари как указание на то, что он не должен позволить лжи коснуться Посланника Аллаха (мир ему).
В процессе работы имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов. А созданный им свод «Aл-джаме ус-сахих» стал наилучшей книгой после Книги Всемогущего и Всевышнего Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, когда он был завершён.
Чтобы отделить «достоверные» хадисы от «недостоверных», аль-Бухари установил критерий и проанализировал хадисы согласно этому критерию. Критерий аль-Бухари по установлению достоверных хадисов называется «условием Бухари». Проявив свойственный мухаддисам того времени принципиальность и критицизм, аль-Бухари проверил 600 тысяч бытовавших в то время хадисов. Кроме того, еще 200 тысяч, которые он сам записал из уст своих учителей. Из этого многочисленного количества преданий аль-Бухари отобрал в качестве «безупречных» около 7400 хадисов, из которых, если сократить повторяющиеся хадисы, останется около четырех тысяч «достоверных».
Аль-Бухари трудился над созданием критерия в течение шестнадцати лет. Рассказывают, что после выявления каждого достоверного хадиса аль-Бухари совершал ритуальное омовение и намаз, затем включал хадис в книгу. Книга знаменита и тем, что это первый сборник хадисов, который составлен по принципу мусаннаф, то есть с классификацией хадисов по сюжетам («ала-л-абваб, в отличие от сборников типа муснад, где хадисы классифицировались по именам самых ранних передатчиков – ала-р-риджал).
Принцип построения позволил аль-Бухари расширить круг преданий: включить хадисы самого разнообразного содержания – юридические, исторические, биографические, этические, медицинские. Свой свод хадисов он разбил на 97 книг с 3450 главами (название каждой главы указывает тему содержащихся в ней хадисов), которые заключают 7397 хадисов с полным иснадом.
Ас-Сахих аль-Бухари современниками был признан выдающимся руководством по фикху. К Х веку «Сахих-е Бухари», наряду с ас-Сахихом Муслимом, занимает первое места среди собраний суннитской традиции, и составляет основу мусульманской Сунны.
Для большинства суннитов «Сахих-еБуха-ри» является второй книгой после Корана.
За свою жизнь выдающийся ученый написал двадцать пять книг, некоторые из них, к сожалению, не дошли до наших дней. К числу сочинений аль-Бухари относятся такие книги, как “Аль-асма ва-ль-куна”, “Ат-тарих аль-кабир” (Великая история), “Ас-сунан фи-ль-фикх”, “Хальк аф‘аль аль-‘ибад”, “Аль-адаб аль-муфрад” и “Аль-кира’а хальфа-ль-имам”. В книге «Ат-тарих аль-кабир” («Большая история»), имеющей, с научной точки зрения, огромное значение, аль-Бухари описывает биографии сорока тысяч рассказчиков хадиса со времен Пророка (с.а.с.) и до времен автора, расположив их имена в алфавитном порядке. Аль-Бухари является автором книг по таким темам, как начало творения, рай и ад, история пророков, жизнеописание Пророка (с.а.с.), калам (науки о принципах религии). Среди сочинений аль-Бухари следует назвать и мало изученное толкование Тафсир ал-Кур’ан.
В конце жизни, находясь в зените славы, аль-Бухари решил вернуться в свой родной город Бухару. Его известность в исламском мире была столь велика, что в городах по пути на Родину его торжественно сопровождали и встречали десятки тысяч почитателей. Он жил в Нишапуре и Бухаре. Однажды по пути в Самарканд он заехал в деревню Хартанг, которая была местом его рождения, и задержался, поселившись у родственников. В день праздника после поста рамазан 256/870-71 года, в возрасте 62 лет имам аль-Бухари скончался. Похоронен имам на исторической Родине, которая сегодня является территорией Узбекистана.
В 1998 году в селении Хартанг в честь аль-Бухари, ученого с мировым именем, собирателя и кодификатора сунны, автора сборника хадисов, был возведен величественный мемориальный комплекс, включающий в себя мавзолей, мечеть, библиотеку и медресе.
Ученый богослов всю свою земную жизнь всецело посвятил науке и поклонению Аллаху. Он отличался научной смелостью, благочестием, отрешённостью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Он говорил: «Ни разу в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не продал». Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: «Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали».
Однажды аль-Бухари произнес: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за хулу, когда я встречусь с Всевышним».
Он часто постился, молился по ночам и читал Коран. В обычные дни аль-Бухари прочитывал Коран, и, завершая чтение разговением, говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остаётся без ответа». Сегодня знаменитый Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим аль-Джуфи Аль-Бухари является достоянием и гордостью.

 

Читайте также

 

0 комментариев