Идея поклонения в Исламе
Идея поклонения в Исламе
09.06.2015 14:19
5137
0

Идея поклонения в Исламе неправильно понимается многими людьми, в том числе и некоторыми мусульманами. Обычно считается, что поклонение должно подразумевать собой такие ритуальные действия как молитвы и посты, участие в благотворительной деятельности и так далее. Однако подобное узкое понимание отражает собой только часть идеи поклонения в Исламе, что же касается полного определения, то оно включает в себя почти все действия отдельного человека. Следовательно, определение поклонения может выглядеть примерно так: “Поклонение является термином, охватывающим собой все явные и тайные слова и действия человека, которые любит Бог”. Другими словами, поклонением является всё то, что говорит или делает человек в стремлении угодить Аллаху. Естественно, что это включает в себя как религиозные обряды, так и верования, социальную активность и личный вклад в поддержание благосостояния других людей.

Ислам подходит к рассмотрению человека в целом, от человека же требуется подчиниться Аллаху полностью, иными словами, подчиниться Ему так, как наставляет Аллах пророка Мухаммада, . В Коране сказано:    

- Скажи: “Поистине, моя молитва, моё поклонение[1][1], жизнь моя и смерть принадлежат Аллаху, Господу миров, у которого нет сотоварища. Это велено мне, и я - первый из предавшихся Ему”. (“Скот”, 162 - 163)

Естественным результатом подобного подчинения является то, что все действия человека начинают сообразовываться с указаниями Того, кому этот человек подчиняется. Будучи образом жизни, Ислам требует от своих последователей, чтобы они строили свою жизнь в соответствии с его учениями независимо от того, религиозных или иных её аспектов это касается, хотя подобное и может казаться странным некоторым людям, считающим религию только поддержанием личной связи человека с Богом, воздействие которой распространяется на такие действия человека, которые не имеют отношения к религиозным обрядам.

На самом деле Ислам не придаёт большого значения религиозным обрядам как таковым, если они осуществляются чисто механически и не оказывают воздействия на внутреннюю жизнь человека. Коран обращается к верующим и их соседям из числа людей Писания[2][2], которые спорили с ними в связи с изменением киблы[3][3], с такими словами:

- Не в том благочестие, чтобы вы обращались лицами к востоку и западу; благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в Писание и в пророков, кто, несмотря на свою любовь к имуществу расходовал его на близких, и сирот, и неимущих, и путников, и просящих подаяние и на (освобождение) рабов, и совершал молитву и давал закят; (благочестивы) верные заключённому ими договору и проявляющие терпение в нужде, в беде и во время опасности. Это - те, которые правдивы, и это - богобоязненные. (“аль-Бакара”, 177)

Дела, о которых говорится в этом аяте, являются делами благочестивых людей, но они составляют собой только часть поклонения. Пророк, , поведал нам, что вера, являющаяся основой поклонения “включает в себя более шестидесяти ответвлений, высшим из которых является произнесение слов свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, а низшим - удаление препятствий с дороги, по которой ходят люди”.

Честный труд рассматривается в Исламе как один из видов поклонения. Пророк, , сказал: “Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, (на которую он заработал) своими руками, и, поистине, пророк Аллаха Дауд, мир ему, питался тем, на что он зарабатывал своими руками”. Поиски знания являются одним из высших видов поклонения. Так, Пророк, , сказал своим сподвижникам, что “поиски знания являются обязанностью каждого мусульманина”. Кроме того, он сказал: “Аллах облегчит путь в рай тому, кто следует путём поисков знания”. Если взаимопомощь и хорошие отношения между людьми поддерживаются ради Аллаха, это тоже является частью поклонения, как сказал об этом пророк, : “Принять твоего брата с улыбкой значит, подать садаку и налить воды в ведро соседу значит подать садаку.”[4][4]

Более того, даже исполнение человеком его обязанностей считается одним из видов поклонения. Пророк, , поведал нам, что садакой является даже то, что человек расходует на собственную семью, и он получит свою награду за это, если потраченные им средства были добыты законными методами. Проявление доброты по отношению к членам своей семьи также относится к числу дел поклонения, примером чего, как сообщил нам Пророк, , могут служить действия человека, кладущего кусочки еды в рот своей жены.

Из всего вышеизложенного ясно, что концепция поклонения в Исламе является всеобъемлющей и включает в себя все позитивные действия человека, что, конечно же, соответствует всеобъемлющей природе Ислама как образа жизни. Эта религия регулирует собой жизнь человека на всех её уровнях: личном, социальном, экономическом, политическом и духовном. Вот почему Ислам обеспечивает руководство человека даже в мельчайших деталях, что же касается осознания того, что все действия человека рассматриваются Богом как акты поклонения, то это является весьма воодушевляющим фактором. Это должно побуждать человека добиваться довольства Аллаха его действиями и всегда стараться действовать наилучшим образом независимо от того, наблюдает за ним кто-нибудь или он находится в одиночестве, ибо за ним постоянно наблюдает Тот, кому известно всё, а именно - Аллах.

Следует отметить, что цель обсуждения вопроса о таких видах поклонения, которые не имеют отношения к религиозным обрядам, состоит не в том, чтобы как-то принизить эти обряды. На самом деле правильное совершение религиозных обрядов возвышает человека морально и духовно, помогая ему осуществлять все его действия в соответствии с руководством Аллаха. Здесь обязательная молитва /салят/ занимает главное место, что объясняется двумя причинами. Во-первых, совершение такой молитвы является отличительным признаком верующего. Во-вторых, она удерживает человека от всего мерзкого и дурного, давая ему возможность по пять раз в день вступать в непосредственное общение с его Создателем, когда совершающий молитву обновляет свой завет с Богом и снова и снова просит Его о руководстве, произнося слова:

- Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи: веди нас прямым путём … (“Аль-Фатиха”, 5 - 6)

Это свидетельствует о вере и является основным условием успеха верующих, так как Аллах Всевышний сказал:

- Преуспеют те верующие, которые в молитвах своих смиренны … (“аль-Му’минун”, 1 - 2)

Ту же мысль, но иными средствами выразил и Пророк, , который сказал: “Люди, неуклонно совершавшие свои молитвы должным образом, обнаружат, что эти молитвы станут светом, доказательством их веры и причиной их спасения в День воскресения”.

Важнейшим столпом ислама после молитвы является закят. В Коране молитва и закят чаще всего упоминаются вместе. Подобно молитве, закят является проявлением веры в то, что Бог является единственным Владыкой всего во Вселенной, а то, чем владеют люди, есть не что иное, как доверенное им, которым они должны распорядиться так, как это было установлено Аллахом, который сказал:

- Веруйте в Аллаха и посланника Его и расходуйте из того, в чём он сделал вас наследниками. (“аль-Хадид”, 7)

В этом отношении закят является актом поклонения, который, подобно молитве, приближает человека к его Господу.

Кроме того, закят является средством перераспределения богатств, позволяющим уменьшить различия между разными социальными классами и группами, что является достойным вкладом в дело укрепления стабильности общества. Очищая душу богатого от корыстолюбия, а душу бедного - от враждебности по отношению к обществу, закят перекрывает пути, ведущие к классовой ненависти, и создаёт условия для поддержания братства и солидарности между людьми. Подобная стабильность основывается не просто на личных чувствах богатых людей, но имеет твёрдую правовую основу, и если богатый откажется от выполнения своих обязанностей, заставить его выполнять их, если понадобится, можно и силой.

“Сыйам” (пост от зари до заката солнца во время Рамадана) является ещё одним столпом Ислама. Основным предназначением поста является очищение человека изнутри, тогда как выполнение прочих установлений шариата позволяет ему очищаться внешне. Благодаря этой чистоте он начинает соответствовать тому, о чём говорится в нижеследующем аяте Корана:

- О те, кто уверовал! Предписан вам пост, как был он предписан жившим до вас, чтобы вы стали богобоязненными… (“аль-Бакара”, 183)

А в одном из достоверных хадисов сообщается, что пророк, , поведал, что о том, кто соблюдает пост, Аллах сказал: “Он отказывается от еды, питья и удовлетворения своих желаний ради Меня”. Вот почему награда такого человека будет соответствовать великой щедрости Аллаха.

Соблюдение поста пробуждает сознание всего общества в целом, тем самым, придавая ещё больше сил каждому из его членов. Более того, пост позволяет перегруженной пищеварительной системе человека отдохнуть в течение определённого времени, а также напоминает нам о людях, которые бывают  лишены самого необходимого на протяжении целого года, а то и всей жизни. Это позволяет понять страдания других людей, наших менее удачливых братьев в Исламе, и пробуждает в нас чувства симпатии и доброты по отношению к ним.     

И, наконец, мы подходим к Хаджу (совершению паломничества к Дому Аллаха в Мекке). Хадж является весьма важным столпом ислама, который показывает единство людей и устраняет все различия между ними. Мусульмане, приехавшие со всех концов земли и одетые в одинаковые одежды, в один голос отвечают на призыв Аллаха, говоря: “Ляббайкя, Аллахумма,  ляббайкя!” (Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой!) Хадж является своеобразным упражнением по строгой самодисциплине и самоконтролю, поскольку проявлять уважение необходимо не только по отношению к священным местам и предметам, но и по отношению к растениям и птицам, которые должны быть неприкосновенными, а Аллах Всевышний сказал:

- Для того, кто почитает запреты Аллаха, это лучше пред Господом его.                                 (“аль-Хадж”, 30)

Аллах Всевышний также сказал:

- … что же касается тех, кто почитает обряды Аллаха, то, поистине, (они делают это) от благочестия сердец. (“аль-Хадж”, 32)

Паломничество предоставляет возможность всем мусульманам, относящимся к самым разным группам, классам, организациям и странам, ежегодно встречаться во время этого огромного своеобразного конгресса. Время и место этого конгресса определены их Единым Богом. Приглашение на этот конгресс имеет каждый мусульманин, и никто не может воспрепятствовать участию в нём никого другого, а каждый мусульманин, принявший в нём участие, будет пользоваться гарантией полной безопасности и свободы до тех пор, пока сам он не станет представлять собой угрозу безопасности этого конгресса.

Таким образом, все формы поклонения в Исламе независимо от того, связаны с выполнением религиозных обрядов или нет, приучают человека ещё больше любить своего Творца, благодаря чему он приобретает твёрдую решимость искоренять всё дурное и несправедливое в обществе и стремление к тому, чтобы превыше всего в этом мире вознести слово Аллаха. [1][1][1][1]Здесь имеется в виду жертвоприношение

[1][1] Здесь имеется в виду жертвоприношение
[2][2] Имеются в виду иудеи и христиане.
[3][3] Кибла  -  то направление,  в сторону которого человек должен повернуться во время совершения молитвы. В течение примерно  полутора  лет  после  переселения Пророка, ,  из  Мекки в Медину мусульмане совершали  молитвы,  поворачиваясь лицами  в  сторону  аль-Масджид  аль-Акса (Отдалённейшей мечети), находившейся в Иерусалиме, а потом по велению Аллаха стали молиться, обращаясь лицами к Мекке.
[4][4] “Садака” - милостыня;  оказание помощи нуждающимся, что рассматривается в Исламе как один из видов поклонения. В данном случае имеется в виду, что человек, совершивший вышеупомянутые действия,  получит  за них такую же награду, как и оказавший помощь неимущему.

 

Читайте также

 

0 комментариев