Такой закят будет принят Всевышним
Такой закят будет принят Всевышним
22.07.2015 14:17
2344
0

Один из великих халифов Умар бин Абдуль-Азиз раздавал сладости бедным и нуждающимся в большом количестве. Когда его спросили:

– Не лучше было бы, если ты раздал людям деньги, а не сладости?

На что правитель правоверных ответил:

– Я просто люблю их больше всего, поэтому хотел именно этим поделиться с остальными.

Этот пример – тонкая грань, которая демонстрирует нам главный принцип закята и любого другого пожертвования мусульманином из своего имущества. Самое лучше, самое дорогое и самое ценное, а не просто избавление от старого и ненужного нам самим является истинным и главное искренним пожертвованием верующего человека.

Картина же современности зачастую является абсолютной противоположностью случаю с праведным халифом. Отдать бедным то, что жаль выкинуть на помойку, накормить нуждающегося тем, что сами есть не станем, ибо не свежее и просроченное мы не едим.

После ниспослания первых аятов о закяте, некоторые сахабы вывешивали возле мечети Пророка ветви фиников, для нуждающихся. Некоторые же вывешивали малопригодные и испорченные финики. И тогда Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَنفِقُواْ مِن طَيِّبَاتِ مَا كَسَبْتُمْ وَمِمَّا أَخْرَجْنَا لَكُم مِّنَ الأَرْضِ وَلاَ تَيَمَّمُواْ الْخَبِيثَ مِنْهُ تُنفِقُونَ وَلَسْتُم بِآخِذِيهِ إِلاَّ أَن تُغْمِضُواْ فِيهِ وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ غَنِيٌّ حَمِيدٌ 

«Верующие, расходуйте (на благие дела и поступки) из хорошего, что приобретается вами (зарабатывается), а также из того, что Мы выводим для вас из земли (что добывается из ее недр; что произрастает на ваших угодьях). И [даже] не намеревайтесь тратить из плохого (дурного, скверного, мерзкого; непригодного), чем сами пользоваться не станете (что сами есть не будете, на себя не наденете, не возьмете), кроме как с закрытыми глазами [принимая, к примеру, не зная о том, что внутри]. Помните, что Всевышний невообразимо, бесконечно Богат и восхваляем [от вас Он ни в чем не нуждается]. [Разве богатому и уважаемому человеку вы дали бы, завернув в красивую обертку (слов), то, что сами собирались выбросить, чем сами бы не стали пользоваться?! Делая что-то с именем Творца и во имя Него, понимайте, что делаете, как, зачем, а особенно — пред Кем]» (сура аль-Бакара, аят – 267).

Это был самый действенный и поучительный урок, для всех верующих, в том числе и для нас. Ведь каждый человек любит хорошее и уважительное отношение к себе, хочет жить в достатке, и нуждается в помощи в трудную минуту своей жизни. Однако отличительной чертой верующего человека является умение делиться этим с другими людьми. Безвозмездно, не ожидая чего-либо взамен стремится дать людям то, что дорого для себя. Именно через это лежит путь достижения праведности, благочестия и набожности, как сказано об этом в одном из аятов Священного Корана:

لَن تَنَالُواْ الْبِرَّ حَتَّى تُنفِقُواْ مِمَّا تُحِبُّونَ وَمَا تُنفِقُواْ مِن شَيْءٍ فَإِنَّ اللّهَ بِهِ عَلِيمٌ 

«[Люди] вы никогда не сможете достичь праведности (благочестия, набожности), пока не начнете расходовать из того, что любите [причем не только начнете, но и будете постоянны в этом]. И что бы вы ни расходовали [любимое вами или нежеланное; полезное и нужное или уже никчемное, даже то, что крайне мало и незаметно], воистину, Господь об этом Сведущ [знает всю глубину и широту вашего поступка]» (сура Али Имран, аят - 92).

После ниспослания этого аята многие сахабы устремились пожертвовать чем-то дорогим для них. Так, например, Абу Талха (да будет им доволен Аллах) подарил свой финиковый сад, расположенный неподалеку от мечети Пророка. Умар (да будет им доволен Аллах) отдал безвозмездно доставшиеся ему дорогие земельные участки. Сам Благословенный Пророк(мир ему и благословение Аллаха) Всевышнего Творца отдал свою хирку и коня, которые были очень дороги Ему самому. А когда в Его (мир ему и благословение Аллаха) дверь стучался кто-то проголодавшийся, то Он, будучи сам голодным, отдавал последнее из того, что у Него было.

Несомненно, нашему нафсу тяжело расставаться с полюбившимися нам вещами или ценностями. Даже если мы даем значительную сумму денег, нафсу это дается нелегко. Однако если человек приучит себя легко расставаться с этими вещами, ценностями, деньгами, то это наоборот станет причиной его радости и облегчения.

Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлял своих поверенных для сбора закята, и люди давали им порой самое дорогое и ценное. Но никто из сборщиков закята не говорил при этом: «Ну-ка, давайте посмотрим и посчитаем, что тут у вас есть из того, что мы могли бы забрать у вас». Потому что, в этом не было надобности, ибо каждый стремился обрести душевную гармонию, путем победы над самим собой и над собственным нафсом, и отдавал порой больше, чем требовалось.

Убай бин Каб (да будет им доволен Аллах) вспоминая эти времена рассказывал: «Однажды я пришел для сбора закята к человеку, у которого было свое стадо. Он сказал мне, чтоб я сам выбрал корову и забрал ее. Я выбрал по своему усмотрению среднюю корову, на что он мне сказал:

– Разве я могу отослать к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) такую корову, разве это будет уважительно по отношению к Нему?

И выбрав самую упитанную и лучшую корову из стада передал ее мне.

Я пытался объяснить ему, что по велению Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) я должен взять среднюю корову, но он настаивал на своем. После этого мы отправились вместе к Благословенному Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Выслушав нас Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заключил:

– Выбрав среднюю корову ты сделал то, что должен был сделать. А он отдав лучшею корову из стада показал свое благородство, ибо хочет пожертвовать самым лучшим. Ты прими у него и пусть в казну отправиться лучшее».

Нужно понимать разницу между закятом и садака. Для закята человек должен стараться отдать самое лучшее и дорогое для него самого. В качестве садака же вы можете отдать и что-то устаревшее, но с условием, что эти вещи (продукты, ценности) действительно могут быть употреблены в дальнейшем. Ибо садака – это способ заслужить довольство Всевышнего Аллаха, а не просто одна из возможностей избавления от старых вещей, попутно зарабатывая себе мнимое имя «щедрого» человека.

Аиша (да будет ею доволен Аллах) прежде чем дать садака деньгами, начищала тряпкой каждую монету по отдельности. Когда ее спрашивали, зачем это она делает, она отвечала:

– Я отдаю их Аллаху!

Стоит задуматься кому и для чего отдаем мы с вами…

 Читайте также
 Чтобы научиться читать намаз
 Вера в Аллаха
 Что такое судьба? Как его правильно понимать?
 Что мы знаем об ангелах? Из чего они созданы? И в чем заключается их миссия?
 Закят - крепость имущества по мазхабу имама Абу Ханифы
 Как определить наступление лунных месяцев?
 Рамадан Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)
 Какую мудрость таит в себе хадж
 Умра (малый хадж) 

0 комментариев