Действия, которые требуют возмещения поста без каффары (2 часть)
Действия, которые требуют возмещения поста без каффары (2 часть)
10.05.2019 12:25
9957
0

 Существует в общей сложности около 50-ти действий, которые нарушают пост и требуют его восполнения, но не требуют совершения каффары:

21. Мусафир совершил намерение поститься на следующий день. День наступил, мусафир постился и прибыл в место, где решил остановиться на 15 дней (или больше), и до захода солнца нарушил пост, уже не будучи путником. В этом случае из-за того, что человек был мусафиром, ему делается послабление, и каффара не назначается, хотя прерывать пост для него было харамом.

22. Оседлый мусульманин с ночи обозначил намерение поститься на следующий день и после наступления времени солятуль-фаджр отправился в путь, но в пути нарушил пост. Каффара не налагается как послабление для путника, но если мусафир вернулся домой (например, забыл какую-то вещь), а затем нарушил пост до того, как покинул населённый пункт, он должен совершить каффару.

23. Человек во время Рамадана не ел, не пил и не совершал никаких других действий, нарушающих пост, но при этом не имел намерения поститься.

24. Человек совершает сухур (или половой акт), при этом сомневаясь наступил ли фаджр, а в последствии оказывается, что фаджр к тому моменту уже наступил. В данном случае пост нарушается и на человека ложится грех за то, что он не проследил за тем, настал ли уже фаджр, хотя каффару совершать не нужно. Если человеку так и не удалось узнать, наступил ли уже фаджр, когда он совершал сухур (или половой акт), или нет, его пост считается действительным, и на нём не лежит обязанность восстановления дня поста (и тем более каффары).

25. При размышлении о том, наступил ли магриб, уверенность преобладала над сомнением, и человек совершил ифтар, но оказалось, что он ошибся и прервал пост раньше времени. Каффару в данном случае совершать не нужно, однако если у человека была уверенность только на 50% и он раньше времени совершил ифтар, на него ложится обязанность каффары, помимо восполнения дня поста. Если человек был уверен, что наступил магриб только на 50%, прервал пост, а потом так и не смог выяснить, вовремя ли он совершил ифтар, его пост считается недействительным, и необходимо будет восстановить этот день. Шейх Абу Джафар высказал мнение, что в данном случае нужно совершить каффару, но в ханафитском мазхабе существует также мнение, что восполнения поста будет достаточно. Если человек примерно на 80% уверен, что магриб ещё не наступил, но всё равно прервал пост, на него в любом случае ложится обязанность совершения каффары, даже если он не смог в последствии выяснить, правильны ли были его предположения.

26. Человек совершил половой акт с мёртвым человеком или с животным. При этом имеет значение, произошло ли семяизвержение. Если семяизвержения не было, пост не нарушается.

27. У человека вышло семя в результате мастурбации или в результате трения полового органа мужчины о бедро женщины (без непосредственного полового акта). То же относится к выделению семени в результате прикосновения или поцелуя. Если семяизвержение произошло после прикосновения к половому органу животного, согласно иджме ханафитов, пост не нарушается вообще.

28. Человек совершил действия, нарушающие пост, во время поста, который не относился к месяцу Рамадан. Пример: Человек намеренно (не по ошибке) совершил половой акт в день, когда держал пост нафль. В этом случае его пост нарушается, и его нужно восполнить, но каффары не требуется. Если бы он нарушил таким образом пост в Рамадан, то обязан бы был совершить каффару.

29. Женщина выразила намерение на пост с ночи, затем проспала фаджр, и уже после фаджра муж совершил с ней половой акт, пока она спала. В данном случае каффара ложится только на мужчину. То же касается случая, если женщина выразила намерение на пост, а затем сошла с ума, и в этом состоянии муж совершил с ней половой акт.

30. Женщина закапала лекарство или ввела мокрый палец глубоко внутрь своего полового органа.

31. Человек ввёл себе в задний проход палец, смоченный водой (маслом, жиром). Чтобы пост нарушился, необходимо чтобы палец (или клизма) был введён до начала прямой кишки.

32. Человек совершал истинджа, и вода попала глубоко внутрь анального отверстия. После совершения истинджа во время поста необходимо осушить омываемое место салфеткой, полотенцем и т. п., чтобы вода не попала внутрь и пост не нарушился.

33. Человек (женщина или мужчина) ввёл себе в задний проход посторонний предмет, например, кусок ткани, дерева и т. п., при этом данный предмет полностью вошёл в анальное отверстие. То же касается случая, если женщина полностью ввела посторонний предмет в свой половой орган.

34. Человек сознательно вдохнул дым настолько, что но проник во внутрь. Но данное правило не касается табачного дыма и благовоний. Если человек вдохнул табачный дым, на нём лежит обязанность каффары, помимо восполнения поста.

35. Человек намеренно вызвал рвоту. При намеренном вызове рвоты пост нарушается, согласно самому сильному мнению в ханафитском мазхабе, на котором строится фетва. Однако имам Абу Юсуф, да будет доволен им Аллах, высказал мнение, что пост в данной ситуации нарушается только в том случае, если рвоты было много и она заполнила рот.

36. Человека вырвало без его на то воли, при этом рвоты было много, и она заполнила рот, но он сознательно проглотил рвоту. В данном случае ставится условием, что человек, когда глотал рвоту, помнил, что постится. В противном случае, пост не нарушается вообще. Относительно того, нарушается ли пост в ситуации, когда рвоты было мало и человек проглотил её, есть разногласие.

37. У человека после сухура между зубами застрял кусочек пищи размером с горошину, и он проглотил его. Считается, что проглатывания остатков пищи величиной с горошину легко избежать.

38. Человек не выразил намерение на пост с ночи, затем после фаджра проснулся и по забывчивости поел, не осознавая, что постится, и выразил намерение уже после того, как поел после фаджра.

39. Человек упал в обморок и пробыл без сознания весь месяц Рамадан. Он обязан восполнить пост за весь месяц. Если он упал в обморок после того, как выразил намерение с ночи на пост в один из дней, этот день, для которого у него был ният, восполнять не нужно. Этот день не нужно восполнять, даже если человек упал в обморок ночью сразу после того, как выразил намерение поститься на следующий день, и фактически не застал день поста.

40. Человек был сумасшедшим, но во время Рамадана к нему вернулся разум в период, когда дозволено выразить намерение на пост. В этом случае на нём лежит обязанность восстановления поста за те дни Рамадана, которые он провёл в сумасшествии. Если человек провёл в состоянии сумасшествия весь месяц Рамадан, но в течении месяца был момент, когда к нему временно возвращался разум, и этот момент выпал на период, когда дозволено выражать намерение на пост от фаджра до времени «дахватуль-кубра», на нём лежит обязанность восстановления всего месяца поста. Если период, когда к нему возвращался разум, выпал на ночь или время после «дахватуль-кубра» и затем человек опять стал сумасшедшим, на нём не лежит обязанность восстановления поста. Однако в книге «аль-Фатх» сказано, что обязанность восстановления поста в Рамадан не спадает с сумасшедшего в любом случае, при этом не имеет значения, когда он приходил в себя - ночью, после «дахватуль-кубра» или до. 

Автор: Имам аш-Шурунбуляли 
Книга: 
Мараки аль-Фалях, шарх Нур аль-Идах

Читайте также 

 

 

0 комментариев