Второй этап развития жанра в Центральной Азии
Второй этап развития жанра в Центральной Азии
30.03.2018 12:05
447
0

В Центральной Азии продолжением работ в этом жанре является сочинение ‘Ала’ ад-дин Абу Бакра (Абу Мансур) Мухаммад ибн Ахмад ас-Самарканди (ум. после 539/1144-1145 г.) «Тухфат ал-фукаха’», которое было составлено на основе «Мухтасар ал-Кудури». Оно было посвящено анализу тех вопросов, которые не были упомянуты и раскрыты в сочинении «Мухтасар ал-Кудури». В «Тухфат ал-фукаха’» ‘Ала’ ад-дин ас-Самарканди развивал саму систему «Мухтасар ал-Кудури».

‘Ала’ ад-дин ас-Самарканди был авторитетный факих богословско-правовой школы матуридийа, создатель собственной школы фикха ханафитского толка. Он был учеником знаменитого Абу-л-Йусра Мухаммада ал-Паздави (ум. в 493/1100 г.), который за свой глубокие познания в области фикха и калама получил у современников почетные прозвища «шайх ал-ислам» (главный учитель) Мавараннахра, «кади ал-кудат» (верховный судья).‘Ала’ ад-дин ас-Самарканди учился у известного бухарского факих Абу-л-Му‘инаМаймуна ибн Мухаммада ал-Макхули ан-Насафи (ум. в 508/1115 г.). Главным результатом его деятельности стало упорядочение учения Абу Мансур ал-Матуриди, содержащегося в основных его сочинениях «Китабат-таухид» и «Китабат-таʻвилат», превращение ал-Матуридийа в теологическое учение всей ханафитской правовой школы.

Ас-Самарканди преподавал ученикам, которые стали впоследствии знаменитыми факихами и мутакаллимами, в частности Наджм ад-дин Абу Хафс ан-Насафи (ум. в 537/1142 г.), составитель таких трудов как «ат-Тайсир фи-т-тафсир», «ал-Манзумафи-л-хилафийат», «Китаб ал-йавакит» и «Тилбатат-талаба фи-л-луга». По свидетельством биографов, он составил около 100 сочинений.

Ас-Самарканди является автором многих сочинений, среди которых имеются такие фундаментальные труды, как «Мизан ал-усул фи ната’идж ал-‘укул» и «Тухфат ал-фукаха’», в которых он систематизировал и кодифицировал труды предшественников по фикху. С его именем связано также возрождение традиционных для матуридитской школы жанров «тафсир», «мухтасар» и «калам». Доступность языка изложения расширила круг потенциальных читателей его сочинений, таких как «Матуридитский комментарий к Священному Корану» (Тафсир ал-Матуриди, Та’вилат ал-Куран). Особо следует выделить не изданный до сих пор и потому мало известный исследователям другой его комментарий на толкование Корана ал-Матуриди – «Шархта’вилат ал-Кур’анли-л-Матуриди».

Большая часть сочинений ас-Самарканди по фикху сохранилась и даже используется до сих пор в качестве учебных пособий в современных высших учебных заведениях многих мусульманских стран. Продолжателем жанра «мухтасар» стал Малик ал-‘Улама’ ‘Ала’ ад-дин Абу Бакр ибн Мас‘уд ибн Ахмад ал-Касани (ум. 587/1191 г.). Его труд «Бада’и‘ ас-сана’и‘ фи тартибаш-шара’и‘» (Замечательное искусство в упорядочении положении ислама) связан с сочиненим «ШархМухтасарат-Тахави» ‘Али ибн Мухаммада ал-Исфиджаби. В арабских странах этот труд был признан одним из самых лучших сочинении по фикху.

Абу Бакр ал-Касани является одним из крупнейших мавараннахрскихфакихов ханафитов эпохи Караханидов, получивший почетное прозвище «Малик ал-‘Улама’». Он родился в городе Касан (северная часть Ферганской долины), учился в местной мадрасе, затем переехал в Самарканд, где стал учеником ведущего самаркандского факихаматуридитской школы ‘Ала’ ад-дина ас-Самарканди.

После некоторого времени ал-Касани уехал в Конью (Анатолия), где стал придворным факихом провинциального правителя Сельджуков – амираМасʻуда (ум. в 571/1176 г.), а спустя год обосновался при дворе сельджукского султана. Но вскоре он был оттправлен во главе посольства в Халаб (Алеппо) к местному правителю Нур ад-дину Мухаммаду ибн Занги (ум. примерно в 569/1174 г.)

Авторы того времени единодушно утверждали, что ал-Касани удалось весьма эффективно организовать учебный процесс и фактически привить целому поколению сирийских ‘улама’ и факихов методы ханафитско- матуридитской школы. Среди его учеников был Ахмад ибн Махмуд (ум. в 592/1196 г.), автор известного сочинения «ал-Мукаддима». Ал-Касани прославился как организатор бурных диспутов с представителями другой богословско-правовой шафи‘итской школы, что также способствовало повышению его авторитета у правящей элиты. Деятельность ал-Касани подготовила почву для распространения мавараннахрской ханафитской школы фикха в западных районах Халифата, куда, спасаясь от монголов, позже бежали многие ʻулама’-ханафиты. Ал-Касани умер в Халабе, там же был похоронен.

 

Продолжение...

 

0 комментариев