Сочинение ал-Маргинани «Хидайа» – логический конец и венец жанра «Мухтасар»
Сочинение ал-Маргинани «Хидайа» – логический конец и венец жанра «Мухтасар»
30.03.2018 12:04
577
0

Традиции ханафитской школы в Центральной Азии продолжил правовед, ученик Баха ад-дин ал-Исфиджаби Бурхан ад-дин ‘Али ибн АбиБакр ал-Маргинани (ум. в 593/1197 г.) . Его фигура довольно противоречивая в среде самаркандских ‘улама’. Ал-Маргинани был чужим для местной среды: он происходил из селения Ришданмаргинанской части Ферганской долины, из знатной семьи, был потомком халифа ‘Усман ибн ‘Аффан. Ал-Маргинани, получив традиционалистское образование в Маргинане, Бухаре и в Мерве, приехал работать в Самарканд. В этом городе он получает назначение на должность шайх ал-ислам, и начинает жесткую политику против некоторых местных ‘улама’. Имеющиеся факты говорят о том, что Бурхан ад-дин ал-Маргинани старался усилить позиции своей семьи через брачную дипломатию. Таким образом, представители фамилии ал-Маргинани добились того, что в течении почти четырех веков, то есть вплоть до 906/1500 г. они занимали должности шайх ал-ислама и хатиба в Самарканде.

В Самарканде фамилия Бурхан ад-дина ал-Маргинани пользовались влиянием в течение очень долгого времени. Представители этой семьи занимали должность шайх ал-ислама в Самарканде в течении четырех веков, вплоть до 906/1500 г. Его продолжателем был Мухаммад ибн Махмуд ал-Уструшани (ум. после 632/1234 г.) в Самарканде. Он получил образование также у Абу-л-Касим Мухаммад ибн Йусуф ал-Хусайни ас-Самарканди (ум. в 556/1161г.) и Захир ад-дин Мухаммад ибн Ахмад ал-Бухари (ум. в 619/1222-1223 г.). Учеником ал-Уструшани в Самарканде был Хусам ад-дин ал-‘Алиабади (ум. в 642/1245 г.). Его традиции были унаследованы представителем семьи Бурхана ад-дин ал-Маргинани – Зайд ад-дин ‘Абд ар-Рахим ибн ‘Имад ад-дин АбиБакр ал-Маргинани (ум. в 6701271г.).

Генеалогии династии ал-Маргинани можно найти в сочинении под названием: «Фи ансабауладШайх ал-Ислам Сахиб ал-Хидайа». Оно было продиктовано представителем седьмого поколения этой династии, шайх ал-ислам Абу Ахмад ‘Абд ал-Малик ибн ‘Абд ал-Халилом. Потомки Бурхана ад-дин ал-Маргинани занимали много разных серьезных должностей, такие как: шайх ал-ислам, хатибы и имамы мечетей Самарканда. Последний представитель этой династии стал – шайх ал-ислам Ходжа Абу-л-Макарим. Он был смещен со стороны Мухаммада Шайбани-хана (905-916/1500-1510 г.), на его место был назначен Ходжа Хаванд, потомок Абу-л-Лайса ас-Самарканди (вторая половина IV/X в.).

В своей научной среде Бурхан ад-дин ал-Маргинани искал свой путь в создании пособия в жанре «мухтасар». Его первым шагом стало составление «Бидайат ал-мубтади». В последующем он собрал сочинение «ал-Хидайа фи шарх ал-бидайат ал-мубтади» на базе выше упомянутых сборников «мухтасар» ат-Тахави, ал-Кархи и ал-Кудури в синтезе с трудом Мухаммада ибн ал-Хасана аш-Шайбани (ум. в 189/804-805 г.) «ал-Джами‘ ас-сагир». Бурхан ад-дин ал-Маргинани, в свою очередь, составил компендиум из «Мухтасар ал-Кудури» ал-Кудури и «ал-Джами‘ ас-сагир» аш-Шайбани с комментарием ас-Садраш-Шахида (ум. в 1141 г.) и назвал его «Бидайат ал-мубтади». Сам же автор написал комментарии на свой труд под названием «Кифайат ал-мунтахи». Это сочинение было продиктовано в Самарканде в 573/1178 г., что означает дату окончания работы над ним. Это сочинение получило признание в качестве великого труда тех времен. Популяризатором и главным передатчиком «Китаб ал-хидайа» стал ближащий ученик Бурхан ад-дин ал-Маргинани – Шамс ал-А’имма Мухаммад ибн ‘Абд ас-Саттар ал-Кардари (ум. в 642/1244 г.).

Ал-Кафави дает две цепи передатчиков для каждого факиха в своем сочинении. Первая цепь – линия передачи традиции в жанре «мухтасар» от его основателя-эпонима Абу Ханифы, и вторая – линия передачи книг «Китаб ал-хидайа» Бурхан ад-дина ал-Маргинани. Изначально его передача имела местный центральноазиатский характер: так, цепь передачи была местного бухарского происхождения. Начиная с Хусам ад-дин ас-Сигнаки (ум. в 711/1311–1312 или 714/1314–1315 гг.), она приобретает международный и разветвленный характер. Именно этому представителю Казахстана принадлежит заслуга в распространении этого сочинения в странах Ближнего Востока. Его передача приобрела значение после того, как им в 700/1300 году было окончено комментирование «Китаб ал-хидайа» под названием «ан-Нихайа фи шарх ал-Хидайа». Почти все османские цепи передачи этой книги, сообщаемые в сочинении ал-Кафави, содержат имя ас-Сигнаки.

Продолжением этого жанра мы видим в трудах правоведа Джамал ад-дин ‘Убайд Аллах ибн Ибрахим ибн Ахмад ал-Махбуби (ум. в 630/1232-1233 г.). Он был из числа потомков ‘Убада ас-Самита и прославился под прозвищем «Абу Ханифа ас-Сани». Учился у Имам-зада, ‘Умар ибн Бакр ибн Мухаммад аз-Заранджари (ум. в 584/1188-1189 г.), и Абу Бакр Ахмад ибн АбиБакр ал-Балхи (ум. в 553/1158). У него обучались его сын Шамс ад-дин Ахмад ибн ‘Убайд Аллах, родитель Таджаш-Шари‘а Махмуд ибн Ахмад, автор сочинения «ал-Викайа». Далее ‘Убайд Аллах ибн Мас‘уд ибн Махмуд ибн Шамс ад-дин Ахмад ибн Джамал ад-дин ‘Убайд Аллах ал-Махбуби (ум. в 747/1346 г.) составил труд в жанре «мухтасар» «Шарх ал-викайа», которая считается венцом жанра «мухтасар» ханафитской школы в Центральной Азии. Этот труд изучался в качестве важнейшего учебного пособия в медресе Ближнего Востока, Северной части России, Центральной Азии, Афганистана, Индии и Китая на протяжении последующих многих столетий.

Появление трудов в жанре «мухтасар» было напрямую связано с конкуренцией, имевшей место между представителями ханафитской и шафи‘итской школ, что привело к систематизации и письменной фиксации всего того огромного научного наследия, которое было сохранено правоведами ханафитской школы.

Также в качестве ответа на вызов автора сочинения «ал-Мухтасарфи-л-фикх» шафи‘итского правоведа (факих) Ибн Сурайджа, появились целый ряд трудов ханафитских авторов в центральных регионах мусульманского мира. Ранними авторами, которые составили сочинения в этом жанре были Абу Джа‘фар ат-Тахави, ‘Убайд Аллах ал-Кархи и Абу-л-Хусайн ал-Кудури. Эти труды получили свое распространение среди богословов Центральной Азии, где начался новый этап в развитии этого жанра. Выделяются такие авторитеты Центральной Азии, как ‘Али ибн Мухаммад ибн Исма‘ил ал-Исфиджаби и Баха’ ад-дин Абу-л-Ма‘али Мухаммад ибн Ахмад ибн Йусуф ал-Исфиджаби, которые вели свою деятельность в стенах Самарканда в эпоху правления династии Караханидов.

Новые контуры жанра, достигнутые в трудах двух выходцев из Исфиджаба, получили свое дальнейшее развитие в сочинениях их последователей. Среди них находились ‘Ала’ ад-дин Мухаммад ибн Ахмад ас-Самарканди, ‘Ала’ ад-дин Абу Бакр ибн Мас‘уд ибн Ахмад ал-Касани, который построил на новый лад труд «Мухтасар Шарх ат-Тахави» ‘Ала ад-дина ал-Исфиджаби. Его труд «Бада’и‘ ас-сана’и‘ фи тартиб аш-шара’и‘» получил признание в странах Ближнего Востока в качестве одного из лучших сочинений в жанре «мухтасар».

Венцом сочинений в жанре «мухтасар» стал «ал-Хидайа» Бурхан ад-дин ал-Маргинани. Его первым шагом стало составление «Бидайат ал-мубтади». В последующем он собрал сочинение «ал-Хидайа фи шарх ал-бидайа» на базе выше упомянутых трудов в жанре «мухтасар» ат-Тахави, ал-Кархи и ал-Кудури в синтезе с трудом Мухаммада ибн ал-Хасана аш-Шайбани «ал-Джами‘ ас-сагир». Это сочинение было продиктовано в Самарканде. Впоследствии этот труд стал великим трудом того времени.

Таким образом, развитие жанра «Мухтасар» пережило несколько этапов. Наиболее важным периодом его эволюции стал период деятельности ученых ханифтского мазхаба в Центральной Азии. Эти труды, каждый в отдельности, являются своеобразными ступенями в упорядочении положений школы, улучшении их подачи для обучающихся, их дополнении новым содержанием. По этой причине, эти сочинения остаются общепризнанными по сей день. Все выше перечисленные сочинения являются памятниками письменности и занимают особое место среди источников для изучения истории, культуры региона Центральной Азии. Они отражают процессы, имевшие место в политической, экономической и культурной жизни этого региона.

0 комментариев