Развитие жанра в Центральной Азии
Развитие жанра в Центральной Азии
30.03.2018 12:06
642
0

С формированием и развитием богословско-правовых школ (мазхаб) в суннитском исламе (приблизительно VIII–IX вв.)наступает исторический этап, когда формируются классические тексты (мутун). В них излагаются основные положения по практической части учений богословско-правовых школ.

Изначально в ханафитской школе не наблюдалось составления трудов в жанре «мухтасар». Развитие этого жанра связано с конкуренцией, имевшей место между представителями ханафитской и шафи‘итской школ. Известно, что первым в жанре «мухтасар» появилось сочинение «ал-Мухтасарфи-л-фикх» шафи‘итского правоведа (факих) Ибн Сурайджа (ум. в 308/918 г.). В нем были собраны положения шафи‘итскогомазхаба, выведенные на основе решений (фатва) основателя Имама аш-Шафи‘и. После опубликования этого сочинения данное направление получило свой импульс для своего развития среди других богословско-правовых школ. Например, в качестве ответа на данный вызов в центральных регионах мусульманского мира появился целый ряд трудов ханафитских авторов. Среди них важное значение для развития ханафитского мазхаба приобрели сочинения Абу Джа‘фараат-Тахави (ум. в 321/933 г.), ‘Убайд Аллаха ал-Кархи (ум. в 340/951-952 г.) и Абу-л-Хусайна ал-Кудури(ум. в 428/1037 г.).

При Караханидах наступил период, когда вышеперечисленные сочинения получили свое распространение, дальнейшую разработку в Центральной Азии. В ней появились труды, в которых в ясном, лаконичном и емком виде формулировались основные положения и нормы ханафитской школы (мазхаб). Эти работы впоследствии приобрели значение классических текстов. Этот период в развитии ханафитского мазхаба остается наименее изученным в науке, поэтому мы свое исследование посвятили освещению и изучению этого важного вопроса.

Логическим завершением развития жанра «мухтасар» стал труд «ал-Хидайа» Бурхан ад-дина ал-Маргинани (ум. в 593/1197 г.). В нем были синтезированы все достижения предыдущих этапов развития жанра «мухтасар».

Первым сочинением в этом жанре был труд египетского правоведа ат-Тахави «ал-Мухтасарфи-л-фикх». Важно заметить, что изначально этот ученый придерживался шафи‘итской школы, однако затем перешел в ханафитскиймазхаб. В своей книге автор освещает положения фикха ханафитской школы.

Вторым сочинением в этом жанре стал труд багдадского автора ал-Кархи, «Мухтасар ал-Кархи». Он составил свод положений, которые связаны с тематикой поклонения (‘ибадат) и норм взаимоотношений между индивидуумами (му‘амалат). Поздние авторы считали, что к этому сочинению ал-Кудурисоставил комментарий под названием «ШархМухтасар ал-Кархи», однако, к сожалению, этот труд не сохранился. Этот факт не учитывался многими исследователями. Например, турецкий ученый СаффетБилхан указывал, что этот труд был комментирован со стороны Баха’ ад-дина Абу-л-Ма‘али Мухаммада ибн Ахмада ибн Йусуфа ал-Исфиджаби (ум. после 500/1106-1107 г.). Известно, последний автор комментировал другой труд – «Мухтасар ал-Кудури».

Третье сочинение в этом жанре принадлежит перу багдадскогоавтора ал-Кудури. Впоследствии «Мухтасар ал-Кудури» само послужило основой для составления многих последующих сочинений. Первым комментарием к «Мухтасар ал-Кудури» стала работа его ученика ал-Акта‘ (ум. в 474/1081-1082 г.).

Труд ат-Тахави привлек внимание последующих поколений правоведов ханафитской школы. Их привлекало стройная структура, аргументированность положений этого сочинения. Как установил МанабаевБагдат в своей научной статье, к труду Абу Джа‘фараат-Тахави первым в Центральной Азии обратился ‘Али ибн АбиБакр (XI в.): он составил устный комментарий, который однако не был записан. Другой ученый – Абу Наср Ахмад ибн Мансур ал-Исфиджаби аз-Зафари (ум. в 484/1091 г.) записал свой пространный комментарий. Однако эти труды не получили распространения среди ученых и студентов. Вероятно, тут свою роль сыграли такие их черты, как подробность и большой объем.

Далее при Караханидах приглашеный из Исфиджаба в Самарканд ученый и правовед ʻАли ибн Мухаммад ибн Исмаʻил ал-Исфиджаби (ум. в 535/1141 г.), опираяь на опыт своих предшественников, составил комментарий к сочинению Абу Джаʻфараат-Тахави «Шарх Мухтасар ат-Тахави». Он стал известен в Самарканде под прозвищем «Шайх ал-Ислам». За свои новаторские подходы при составлении данного труда он был удостоен степени муждахида. Его непосредственным учеником был известный автор Бурхан ад-дин ал-Маргинани. Другому представителю Исфиджаба Баха ад-дину ал-Исфиджаби также выпала честь в составлении комментария к труду багдаского автора Абу-л-Хусайна ал-Кудури.

Продолжение...

0 комментариев