Место и значение Баха’ ад-дин ал-Исфиджаби в развитии этого жанра
Место и значение Баха’ ад-дин ал-Исфиджаби в развитии этого жанра
30.03.2018 12:05
504
0

При Караханидах в Самарканд были приглашены много богословов из восточных регионов, в числе которых был Исфиджаб. Как известно, правители из династии Караханидов для нейтрализации влияния местных самаркандских ‘улама’ выдвигали на официальные должности богословов, приглашаемых из Туркестана и Исфиджаба. В русле этой долгосрочной политики знаток фикхаБаха’ ад-дин ал-Исфиджаби попал в Самарканд и был назначен на высшую религиозную должность в государстве – шайх ал-ислама.

Почему в качестве основы для составления комментария был выбран труд ал-Кудури, мы читаем из слов самого Баха’ ад-дина ал-Исфиджаби: «Знайте, что деяния могут уменьшаться, а события и хлопоты – увеличиваться, чувства убавляться, а память ослабевать; а тот, кто пожелал постичь фикх, тот не в состоянии находить все необходимое для этого из краткого текста «Мухтасар ал-Кудури», ставшего основой для нашего комментирования в целях подготовки факиха к будущим обстоятельствам в его карьере. Я сделал правильный шаг и принял верное решение, приступая к комментированию сочинения «Мухтасар ал-Кудури». О своей работе ал-Исфиджаби говорит следующее: «Имам ал-Кудури смог охватить в своем сочинении все необходимые понятия, традиционно используемые в фикхе. Я же, в свою очередь, ограничусь приведением решений (фатава) в отношении большинства этих положений, а также к ним я добавлю отдельные положения. Это будет сделано мной в целях умножения польз этой книги. При этом я постараюсь преодолевать краткость отдельных положений текста основного сочинения или же его излишнюю растянутость, достигая желаемой формы получения наилучшего результата».

В историко-биографической и био-библиографической литературе для данного сочинения приводятся два названия: действительное «Зад ал-фукаха’» и описательное «ШархМухтасар ал-Кудури».

Появление этого сочинения и его последующее распространение стали важным событием в истории ханафитского мазхаба. Об этом свидетельствует высокая оценка, данная емуКасимом ибн Кутлубуга: «Баха’ ад-дин Мухаммад ибн Ахмад ал-Исфиджаби создал ценный комментарий к книге «Мухтасар ал-Кудури», назвав его «Зад ал-фукаха’».

Действительными достижениями этой книги являются установление расхождений между позициями главных авторитетов мазхаба – Абу Ханифы (ум. в 150/767 г.), Абу Йусуфа (ум. в 182/798 г.) и Мухаммада аш-Шайбани (ум. в 189/804-805 г.), упорядочение мнений Зуфара ибн Хузайла (ум. в 158/775 г.) и других деятелей мазхаба.Это стало возможно благодаря высокому уровню всех отраслей знания, которое достигла к этому времени ханафитская школа Центральной Азии в эпоху правления династии Караханидов.

Среди комментариев «Мухтасар ал-Кудури» работа Баха’ ад-дин ал-Исфиджаби занимает особое место. Порядок, метод подачи и богатство «Зад ал-фукаха’» сделали ее популярной среди мусульман и настольной книгой ханафитов. Оно стало известным комментарием к одному из четырех почитаемых текстов (китабму‘табар) в ханафитскоммазхабе.

Мы можем сказать, что «Зад ал-фукаха’» было авторитетным упорядоченным и системным изложением положений ханафитского мазхаба. Это сочинение в жанре «Мухтасар» содержит разнообразный богатый материал.

Стиль изложения ал-Исфиджаби сводится к следующим началам: сначала он приводит слова ал-Кудури, затем сам дает свои разъяснения. Обычно каждый раздел начинается со слов: «Он сказал…», затем следуют слова Баха’ ад-дин ал-Исфиджаби. Он не разбирает все положения, а делает это выборочно, где имеется необходимость в переделке комментируемого текста. Она реализовывается через решения (фетва) авторитетов мазхаба. При этом определяющее значение имеют три фигуры: Абу Ханифа (ум. в 150/767 г.), Абу Йусуф (ум. в 182/798 г.) и Мухаммад аш-Шайбани (ум. в 189/804-805 г.), которые в тексте обозначены словосочетанием «асхабуна» (наши сподвижники). При совпадении позиций всех трех имамов применяется термин «единодушное мнение» (иджма‘). Позиция двух учеников Абу Ханифы обозначается словами «у них двоих принято» (‘индахума, лахума). Каждый раздел заканчивается выбранным решением-вердиктом ал-Исфиджаби, которое обозначается словом «ал-асахх» (наиболее правильный).

Когда со стороны Баха’ ад-дин ал-Исфиджаби затрагивается новый вопрос, не упомянутый автором основного текста, он вводится словами «автор ал-Мухтасара не затронул такой-то вопрос, мы беремся его выяснять». Когда прежде принятое решение отвергается и вводится новое решение, то это действие обозначается термином «одобрение» (истихсан). Если новое положение вводится через использование метода аналогии (кийас), то оно оговаривается специально. Вышерассмотренное показывает, что при улучшении текста «Мухтасар ал-Кудури» ал-Исфиджаби придерживался срединного пути, как было принято в традиционном исламе в Центральной Азии. При этом он старался опираться на достоверные источники и решения авторитетов мазхаба, взамен логическим умозаключениям.

 

Продолжение...

 

0 комментариев