Мухитдин Паттеев: В основе идеологии ИГИЛ лежит такфирское убеждение
Мухитдин Паттеев: В основе идеологии ИГИЛ лежит такфирское убеждение
11.11.2016 11:52
1836
0

Все чаще слово «терроризм» употребляется в контексте с религией ислам. При слове террорист мы представляем человека в маске, с оружием, несущего угрозу для мирных людей. Прошедшие теракты в столице Франции унесшие жизни десятков невинных людей добавили кровавые краски в мрачную картину террора, посеяв неуверенность, панические настроения по всему миру. Радикальные течения нанесли еще один удар по репутации светлой, доброй, истинной религии – исламу. Бороться с ними можно по-разному. Но главным и сильным оружием против заблудших были и есть знания. Религиозно подкованного, грамотного человека ввести в заблуждение непросто, и даже невозможно. По определению психологов, террористы – это люди, потерявшие человеческие качества, но как они оказались по ту сторону баррикад? Не в одночасье же человек теряет свое лицо и все хорошее, что есть в нем. Где и как существуют школы, в которых готовят к этой страшной роли – сеять террор? Об этом и о многом другом в интервью рассказал доктор теологических наук, доцент Египетского университета исламской культуры «Нур Мубарак» Мухитдин Паттеев.

 – Мухитдин Исаевич, как человек становится на путь терроризма?

– Как показывают исследования, страшный путь терроризма выбирают люди, для которых понятия человечность, добро, общепринятые принципы морали – пустой звук. Растеряли ли они качества, служащие мерилом душевных качеств человека или изначально не имели их, неважно. Это несчастные, потерявшие веру в будущее. Не найдя своего места в жизни, ища причины неудач в других, весь пыл нереализованных мечтаний они направляют на путь мести и зла. При этом внушая себе, что новый путь, который они избрали - это признак достоинства и чести. Сравнивая себя с другими, они ощущают свою никчемность, что порождает еще большую злость. Растеряв свои мечты в ворохе несбывшихся желаний, в их душе поселяется зависть. Особенный страх в их сердца вселяет будущее, пугая своей безнадежностью. И как правило, зажатые в тиски своих неудач, они порой не дорожат жизнью. А самопожертвование кажется для них единственно верным средством избавления от страха. Эти внутренние страхи, комплексы в своих целях используют псевдорелигиозные течения.

 – Кто чаще всего попадает в сети страха, и пополняет ряды террористов?

– Конечно, люди зрелого возраста менее подвержены влиянию деструктивных течений. По мнению ученых-психологов, более подвержены эмоциональному влиянию молодые люди в возрасте от 17 до 23 лет. Обобщая результаты наших исследований, можно описать собирательный образ адепта деструктивных течений - это молодой человек или девушка в возрасте от 17 до 25 лет, как правило находящиеся в конфликте с окружающими, с родителями и самим собой. Нередко это вчерашние дети, испытавшие моральное и физическое насилие со стороны родителей или других взрослых. Озлобленность, неприятие внешнего мира, стремление доказать собственную значимость, и, как следствие, попытка возвыситься над окружающими через террор.

 – То есть, можно сказать, что это люди, имеющие серьезные психологические проблемы?

– В принципе да. Обычно человек сталкиваясь с психологической проблемой, переживая внутренний конфликт, ищет пути выхода, потерпев поражение в одной из сфер жизни, нередко сублимирует в другую. Но бывают такие, у которых психологические проблемы деформируются, уродуя сознание.

 – Как действуют террористы?

– Их поступки, как правило, демонстративные, то есть рассчитанные на зрителей. Свои внутренние проблемы они маскируют под религиозность, национализм или поразительную набожность. И даже их готовность стать «солдатами смерти», подорвать себя, не что иное, как попытка достичь успеха, обратить на себя внимание. Единого мерила, которым можно было бы измерить и диагностировать психологию тех, кто избирает этот путь, нет. У каждого из них – свои причины, пути, которые привели в итоге к этой дороге в никуда. Кто-то вырос, не видя ничего, кроме войны, другой озлобился в течение жизни, третий просто сглупил, еще один искал славы, признания, а нашел дорогу к смерти…

 – Очень часто террористов подразделяют по разным типам. К примеру, говорят, что боевики, состоящие в ИГИЛ, делятся на две группы. Первые – это имеющие психологические отклонения. Вторые  это далекие от ислама люди, не знающие даже элементарных основ религии, за которую они якобы, воюют. Расскажите про них подробнее…

 – Совершенно верно. Среди террористов редко встречаются психически здоровые, высокоинтеллектуальные и образованные люди. В основном это фанатично настроенные люди, и их трудно назвать адекватными. В то же время, главный мотив их действий – это материальная корысть, финансовая алчность.

Что касается смертников ИГИЛ, то ими движут разные психологические мотивы. Можно выделить две основные группы. Первые – это обделенные родительской лаской и любовью, не обустроенные и униженные, люди с психологическими травмами, проблемами в самооценке, склонные к суициду. Не удивительно, что такая молодежь становится легкой добычей для экстремистских течений.

Вторая группа – люди далекие от ислама. Решив познать свою религию по упрощенному варианту и обеспечить себе место в раю, они становятся жертвами деструктивных течений. Переиначивая на свой лад смыслы священных аятов и хадисов, их шейхи умело провоцируют невежественных боевиков на самопожертвование. В пылу религиозного восторга они не замечают очевидное – что их обманывают и используют в своих целях нечистые на руку люди, преследующие свои цели. Одни решили мстить всему обществу, другие почему-то решили что только злодеяния приведут его в райскую обитель. Но если с этими людьми поговорит квалифицированный богослов, есть большая вероятность того, что они поменяют свои взгляды.

 – В особенностях богослужения, местных традициях и обычаях простых граждан, представители нетрадиционных течений всегда выискивают элементы ширка. Насколько опасна эта религиозно-провокационная (бидаа) политика экстремистов?

 – Со стороны, всякие нововведения (бидғат) или религиозная неграмотность в сравнении с жестокой агрессией выглядит не столь опасным. Но при более тщательном анализе, прослеживается хорошо продуманная, скрытая методика психологической вербовки молодых людей, с перспективой на агрессивные действия. То есть именно невежество, незнание фундаментальных основ религии рождает агрессию.

 И чем меньше религиозных знаний у человека, тем легче настроить его против своего народа. Это аксиома, которую поняли давно во всем мире, основа терроризма, разгадка пышного расцвета деструктивных течений именно в религиозной неграмотности населения.

Что такое бидаа? Это когда несуществующие, не утвержденные в исламе законы, традиции и порядки, преподносятся как законные, то есть это нововведения. Бидаа отображает противоречия, его можно наблюдать в двух видах. К примеру, сахабы не разрушили старые египетские пирамиды когда пришли в Каир. Когда султан Фатих переконструировал  Айя-Софию в мечеть, не тронул на стенах священные христианские изображения. В Афганистане и подобных государствах Средней Азии, до сих пор остались сувениры, отвечающие старым буддийским традициям. Поэтому, пока в религии есть такие несоответствия и противоречия, это будет только на руку боевикам, которым удобно прикрываться исламом.

Переманивая молодежь на свою сторону, экстремисты умело используя понятие бидаа, настраивая людей против своего родного общества. К примеру, они уверяют, что казахские традиции, обычаи и ханафитские фетвы не имеют отношения к религии, дескать, «все они заблудшие и, соответственно, убивать их – халал». Недвусмысленно давая понять, что «это не может быть твоей Отчизной и твоим народом, только мы – твои братья». Говоря информационно-техническим языком, они становятся «виндоусами». И получается, с виду вроде бы свой соотечественник, а в душе – непонятно что.

– Как известно, радикалы при подготовке боевиков нередко используют аяты Священного Корана. Не переводя истинное содержание сути аятов, а лишь ее часть, злонамеренно искажают смысл Слова Всевышнего, вводя в заблуждение завербованную молодежь. В этом плане, как нужно грамотно разъяснять аяты Священного Корана имеющие порой скрытый смысл?

– Это дается только разъяснением глубокого смыслового подтекста. Именно так, великие ученые такие как имам Матуриди разъясняли суть священных аятов Корана. Суть смыслового аргумента Священного Писания Аллаха отображает саму истину, а буквальный, примитивный, сухой словарный перевод коранического текста может завести далеко в дебри. Поэтому, как вы уже понимаете, содержание аятов господнего вероустава несведущему человеку можно преподнести двояко. Целенаправленно отбив человека от нормального общества, псевдоисламские психологи запечатывают в сознание своих подопечных только второстепенные значения религиозных терминов «джихад», «мутжахит» и т.д., причем часто их употребляя. И вы понимаете теперь, как под эгидой веры в Единого Аллаха, они могут «идеологически подковать» своих боевиков.

 О людях, в сердцах которых есть отклонение от истины, которые в агрессивно-идеологических целях искажают суть смысловых аятов, говорится в суре «Әли Имран» в седьмом аяте. Как передает Муслим, когда благословенная Айша спросила у Посланника «кто они?», пророк Аллаха – «если увидишь тех, на которых Аллах указал что у них в сердцах отклонение от истины, так остерегайтесь же их».

 – С помутненным сознанием, религиозно безграмотные адепты ограничиваются слушанием только проповедей ИГИЛа, не так ли ?

– Давайте припомним, как была разрушена Иранская монархия под предводительством Аятоллы Хомейни? Их главная ошибка в том, что они не предавали особого значения его проповедям. Находясь за пределами государства, он среди народа широко проводил религиозную пропаганду и умело внедрял в массы свою идеологическую политику. Ну а как дело дошло до революции, уже с идеологически подготовленной народной массой, реализовать это было уже не сложно.

Поэтому не только политики, но и психологи боевиков, свои идеологические цели приукрашивают религиозной мотивацией. Расшатывая принципы религии и внедряя ее людям, можно достичь намеченных результатов. У религиозно безграмотного человека формируется убеждение согласно навязанной идеологии и все это закрепляется умело преподнесенными аятами и хадисами. Через определенное время, человека уже очень тяжело переубедить. «Знакомство в трудный час перерастает в дружбу в добрый час», «Куй железо пока горячо», «В кривом зеркале и рот на боку».

Теперь как это в исламе. В исламе существует четыре мазхаба. Всех ученых богословов, которые относятся к ним, мусульмане уважают и считают своими учителями. Молодежь, которая обучается в специальных лагерях боевиков ИГИЛа, сосредоточена в одном месте. На ограниченной территории, обрабатывать боевиков и легко и не затратно. Уничтожить лагеря боевиков, дело не хитрое, другое дело не допустить их распространения среди общества. Сейчас их не видно, но в определенное время они могут подняться как грибы после дождя.

 – Специалисты ИГИЛ поддерживают в своих рядах такфиристов. Что такое такфиризм?

– Если заглянуть в психологию такфиристов, то по их логике, все кто не в их команде – все враги. В любом понимании, человек с такфирским убеждением – это террорист. Несущий агрессию, как минимум равен распространителю заразной инфекции. Оно страшнее инфекции «Эбола» в Корее. Но там рано или поздно найдут вакцину против этой болезни и она будет излечением для всех. Что касается распространителей такфиризма, то здесь невозможно найти одну вакцину для всех. После ее подавления, она в любое время может вспыхнуть заново. Потому что по их убеждениям, все на свете мусульмане кроме них – это кафиры и мунафики. Все имамы в мечетях – это главари кафиров и последователи Абу Джахля.

В основе идеологии ИГИЛ лежит такфирское убеждение. Их идеология противоречит не только шариату, но чуждо общечеловеческим принципам. Вопиющий вандализм и злость превосходит ярость самых диких зверей.

 Но ведь Всевышний Аллах посредством шариата в исламе возвышает все человеческие качества, провозглашает искоренение зла, мир и справедливость!

 – Спасибо, что уделили время для такого содержательное интервью!

Айнур Коскина

total.kz

0 комментариев