Досай Кенжетай: «Имаму следует помнить, что он является зеркалом религии»
Досай Кенжетай: «Имаму следует помнить, что он является зеркалом религии»
11.11.2016 12:21
2945
0

Казахи – нация, пережившая в своей истории многие бедствия, притеснения и сумевшая выжить благодаря духовной целостности и сильному характеру. Этот народ был свидетелем монгольского нашествия, джунгарского конфликта, русского колониализма и репрессий советского периода. Как проводилась политика духовной колонизации в казахской степи, начавшаяся во время правления царской России? Каков облик имама вчера и сегодня? На эти и другие вопросы ответил доктор теологических и философских наук, специалист в области исторической преемственности и связи, профессор Досай Кенжетай.

– Всем нам известно какие смутные времена пришлось пережить казахскому народу за всю свою долгую историю. Каково было положение имамов и мулл во времена колониальной эпохи?

– В контексте исторического феномена преобразования казахской национальной идентичности и культуры лежит ислам. Это истина, которая соответствует концепциям научных, культурологических и антропологических условий и моделей. Во времена монгольских нашествий, джунгарского переполоха, российской колонизации, и даже при репрессиях советской власти казахский народ преклонялся перед исламом. Позвольте мне сделать краткий обзор духовного устремления и деятельности казахских мулл, ишанов и имамов времен русского колониального периода.

До середины ХIХ века, царское правительство рассматривало ислам в качестве инструмента усиления влияния России и воздействия на умы людей в казахских степях. С этой целью на казахстанских землях были построены мечети за счет российского правительства, что оставляло в тени их истинные шовинистские намерения.

Царское правительство строя в казахской степи мечети, медресе, и подчинив религиозную составляющую Оренбургскому духовному управлению стремилось показать, что оно не против ислама, а наоборот выражает поддержку. Тем не менее, это было действием по отрыву от исторических корней и культурных, цивилизационных центров. Почему? Потому что они намеревались колонизировать казахов через верных себе имамов и мулл.

–  Даже так?

– Конечно. В 1788 году была заложена основа Оренбургского духовного управления мусульман и ему подчинены религиозные вопросы Малого и Среднего жуза. Через это было заложено семя раздора между казахами. Основной задачей духовного управления было распространение религиозных книг среди казахов, а также подготовка имамов, преподающих религиозные науки и предоставление им сертификатов. Кроме того, имамам в казахских степях следовало создавать казахские религиозные организации. Они должны были заниматься распространением религиозного образования среди кочевых казахов и решать их религиозные вопросы. Казахский духовный мир разделился надвое. Это можно увидеть в Российском образовании, в школах джадидизма и кадимизма. Например, Абай и Майлыкожа были представителями этих двух школ.

– Скорее всего несогласных с политикой духовной колонизации имамов и мулл преследовали и отправляли в ссылку?

– Разумеется. В те времена большинство из тех, кто желал получить религиозное образование стремился в Бухару. Священнослужители получившие религиозное образование в Бухаре имели среди казахов авторитет и репутацию. По этой причине царское правительство стремилось разжечь и усилить внутренние междоусобицы в ханствах Центральной Азии, в особенности в Кокандском ханстве. Укрепление отношений между мусульманскими народами Центральной Азии и Казахстана, имевших общую историческую судьбу вынудило царскую власть кардинально изменить политику и свою позицию к исламу. Российская империя, захватившая к 1867 году все казахские земли, пыталась ослабить влияние ислама среди тюркских народов. В 1868 году казахи были исключены из Оренбургского духовного управления, были наложены ограничения на права мусульманских религиозных лидеров. Начиная со второй половины ХIХ века русское правительство запретило деятельность имамов, получивших религиозные знания в Центральной Азии, а ишанов и ходжей, которые проповедовали ислам и были против русификации, депортировали и подвергли гонениям.

Казахский народ во все исторически трудные и сложные времена опирался на знаменитых ханов и султанов, биев, славящихся своей справедливостью, батыров, идущих впереди войска в пекло кровавого сражения, духовных лидеров, которые сплочали и обучали народ, а также на святых, ахунов, ишанов. Некоторые из этих личностей были возвышены на национальном уровне, их деятельность и служба по-прежнему сохраняются в незабвенной памяти нации. А некоторые лица, деятельность которых была на региональном уровне – находятся в памяти людей своего региона. Подъем на историческую трибуну личностей, способных противостоять усилению колониального гнета, сплотить нацию, крещению казахов, которое являлось частью политики колонизации, противопоставить духовное единство и барьер веры, возвысить, было вполне естественным явлением.

Политика России по колонизации Казахстана берет свое начало с 30-х годов XVIII века и к середине ХІХ века проходит несколько этапов и охватывает ряд аспектов. В них входят аспекты политической, административной и экономической колонизации. Из истории известно, как в первой половине ХІХ века происходили восстания и войны против колониальной политики. А в середине 60-х годов ХIХ века Россия полностью добилось подчинения всей территории Казахстана и продолжило дальнейшее укрепление экономической колонизации, а также приступило к реализации нового типа подчинения – духовной колонизации. Экономическая колонизация включала в себя лишение хороших пастбищ и плодородных районов, изменения миграционных путей кочевого народа, различные запреты, рост количества и объемов налогов и пошлин и т.д. Словами сложно описать насколько трудно все это было для казахского народа.

А духовная колонизация, которая является одной из лицемерных и опасных представляло угрозу для существования самого казахского народа. К ним относятся крещение местных казахов различными способами (в том числе притеснения, запугивания, насилие, пытки, жестокое обращение, унижение), то есть обращение в христианство, распространение христианства в казахской степи, строительство церквей, открытие школ с обучением на русском языке, привлечение в них казахских детей, притеснение ислама – традиционной для казахов религии, препятствование открытию мечетей и медресе, дискриминация казахского языка и т.д. Исторические источники, описывающие этот период показывают, что духовная колонизация начала давать свои результаты в Оренбургской области в конец XVIII, в середине ХIХ века. А во второй половине ХIХ века программ по духовной колонизации начала реализацию во всей казахской степи.

– Удалось ли религиозным деятелям противостоять политическим, духовно-нравственным притеснениям?

– В начале ХIХ века, когда страна лишилась государственности, ханство было разрушено, а большинство населения подчинено России, некоторые нашли себе убежище в ханстве Хива, Коканд. В ХIХ веке часть колониальной политики царской России была направлена на духовный процесс колонизации. Так появилась группа духовных деятелей, имамов, боровшихся за культурную и духовную целостность казахской степи. В то же время следует признать: не секрет что и в самом казахском обществе присутствовали отдельные элементы, нарушающие духовную целостность.

Ислам в течение многих столетий был основой духовности народа. Религиозные ученые – имамы во все тяжелые времена были в первых рядах, задавали темп и трудились на благо народа. Они объединяли народ против Российской колонизации, боролись за свободу, религию, и противостояли угнетениям. Поэтому история свидетельствует как русские считали религиозных ученых и имамов самым опасными врагами и подвергали гонениям.

– Имам во все времена опирался на Всевышнего, говорил правду, был личностью, оберегающей народ от всего сомнительного. И тем не менее, в современном обществе нам приходится слышать различную критику в адрес деятельности мулл и имамов. Каков имам в общих чертах? Каким должен быть имам современного общества?

– Имам – в первую очередь главенствующая личность мусульманской общины, учитель, зеркало. Содержание этих определений показывало свой внутренний и внешний облик во всех общественных высотах.

Слово имам в арабском языке означает «авангард народа, зеркало общества, лидер, предводитель». Служение имама, берущее свое начало с выполнения обязанностей между Аллахом и народом, с точки зрения опыта исламской истории преодолело многие этапы. Во времена вчерашнего советского атеистического режима, идеологии, основанной на политике строительства безбожного общества и бескультурья, оторванного от национализма, пыталась вывернуть наизнанку и показать искаженный облик имама. Имам – в первую очередь это личность. Личность имама берет подпитку от целостности действий и знаний, деятельности и состояния, это сознательный и разносторонне образованный человек, посвятивший свою жизнь религии, культуре, национальности, внутренней стабильности и устойчивости общества, считающий служение народу служением Всевышнему. В первую очередь он должен быть зеркалом, имеющим свою собственную целостность, быть среди людей и из их числа, с соответствующей верой и познаниями, различать полезные знания и познания, необходимые для общества. Коранический аят в котором говорится о том, что «Аллах не изменит общество до тех пор, пока они не изменят себя» отражает эту позицию. От имама требуется быть человеком с целостным образованием и знаниями, верой и действиями, а самое главное – быть примером морального человека, у которого дела не расходятся со словами.

У казахов есть поговорка «Не жги в огне свой тулуп обидевшись на вошь». Имам – представитель религии. Поэтому оценивание религии глядя на имама – вполне понятно дело. И каждому имаму следует помнить, что он является зеркалом религии. В современном глобальном процессе, когда все напасти и беды пытаются приписать исламу, очернить его, этот критерий должен стоять во главе угла. Перед имамами стоит задача рассеять, искоренить исламофобию.

Имам отвечает не только за происходящее в мечети, но и за весь народ, культуру, стабильность страны. Я считаю, что государство должно заниматься подготовкой имамов именно в этом направлении, дав почувствовать на себе всю ответственность и заботу. Потому как кроме имама мало кто в силах донести светскую позицию государства в сегодняшних отношениях между религией и культурой. Для этого имам обязан овладеть религиозными знаниями и научным пониманием, изучить, быть развитым очагом с точки зрения политического и нравственного положения, духовного единства и гармонии.

В настоящее время много критики высказывается в адрес имамов. Это показывает насколько имамы являются стержнем, центром народа, культуры, религии, менталитета и всего общества в целом. Имам похож на зеркало страны, глаза народа. А для того, чтобы эти глаза видели истину, лучше всего постоянно очищать, развивать себя, свои знания, свои действия и окружение. Время быстро меняется. И если имамы не будут предвидеть заранее и своевременно реагировать на требования времени, то критика так и продолжится.

Но как бы то ни было я благодарен современным имамам. Несмотря ни на что они противостоят глобальному давлению и салафитским атакам. У нас есть имамы, а значит есть и надежда!

– Спасибо за интервью!

0 комментариев