АлауАдильбаев: «Традиции и обычаи — это ценности нашего народа»
АлауАдильбаев: «Традиции и обычаи — это ценности нашего народа»
11.11.2016 11:07
2020
0

Что является целью тех людей, которые порождают в обществе отрицательное мнение касательно традиции нашего народа? Чтобы получить ответы на этот и другие вопросы, волнующие наших граждан, а также касающиеся понятия ширк, мы обратились к доктору теологических наук, доценту АлауАдильбаеву.

— АлауШайхымулы, для начала расскажите об основной особенности

исламской религии.

— Основная особенность исламской религии – это формирование и укрепление правильного таухида, то есть понятия единобожия, единого для всего человечества, которое имеет и религиозную, и мирскую важность. По исламу, единственной религией, которая была ниспослана всем пророкам, начиная от пророка Адама и заканчивая последним пророком Мухаммадом Мустафой, является религия таухида. В исламской религии нет места таким

понятиям, как ширк, то есть придания Аллаху сотоварища.

— Сегодня в социальных сетях люди стали чаще использовать слово ширк. В связи с этим вопрос: с чем связано массовое употребление таких слов, как

ширк, бидъат?

— В арабском языке слово ширк обозначает наречение какого-либо существа или творения качеством, присущим Всевышнему, Аллаху, и совершения поклонения чему-либо, приписывая ему божественные качества. Придание сотоварищей Аллаху является большим и тяжким грехом и  является непростительным. Однако в связи с возникновением ваххабитского движения в ХVIII веке область использования таких терминов, как ширк, бидъат стала обширной. Иногда их стали использовать против мусульман, что в некоторых случаях приводило к пролитию крови. И сегодня данные понятия используются внешними силами как специальное оружие, цель которого —

внести смуту в ряды мусульманскойуммы.

Эти люди в основном религиозно малограмотные. Их учителя утверждают, что казахский народ придает Аллаху сотоварищей, что казахи не придерживаются настоящего ислама и что эта религия была неправильно распространена в казахской степи. По их мнению, настоящий ислам начал распространяться в Казахстане начиная с 1991 года. Они призывают присоединиться к ваххабитам и очищать ислам от ширка и бидъатов. Отрицая наши традиции и религиозные понятия, они совершают поступки,  противоречащие духу ислама, показывая его в негативном свете.
– Вместе с тем исламская религия нашла свое место в сердцах людей разных эпох и времен. Не только арабы, но и многие другие народы приняли ислам, превратив его в традиционный образ жизни, и внесли свою лепту в его развитие.
Казахский народ тоже не остался в стороне от этого каравана и принял ислам

в восьмом веке.

Если внимательно посмотрим, то увидим, что шариатом при закреплении правовых норм берутся во внимание общественно-социальные особенности народа, используются традиции народа, не противоречащие аятам и хадисам. Факихы при вынесении некоторых решений обращали свое внимание на обычаи и традиции какого-либо народа, руководствуясь данными принципами нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Мусульманские правоведы изучили правовую основу таких слов, как традиция и обычай, которые  не противоречат канонам ислама, сыграли важную роль в закреплении правовых норм. Еще со времен первых ученых-муджтахидов возникали разногласия по поводу того, что же выбрать из

противоречащих традиций.

Наш Пророк изменил только некоторые правовые нормы, которые были до ислама, а остальные оставил без изменений. В хадисоведении это называется сунной такрири. Сунна такрири – это одобрение нашим Пророком каких-либо действий своих сподвижников без возражений. Это, в свою очередь, является доказательством того, что традиции и обычаи могут быть основами для шариатских норм, потому что сунна такрири — это проявление обычаев арабов, которые они соблюдали в повседневной жизни в доисламский период. Например, торговля, сдача в аренду, захват пленных, продажа вещей в кредит, соответствие супругов друг другу и т.д. А шариат запретил некоторые из этих вещей, такие плохие обычаи, как ростовщичество (проценты), азартные игры, закапывание новорожденных девочек живыми и другие.
Кроме того, традиции и обычаи брались за основы правовых норм и при первых халифах. Мусульманские ученые разделяют два вида обычаев: «урф-амали» — это обычай совершения поступков или действий определенным образом, а «урф-кавли» — это обычай использования слова или фразы в значении, отличающемся от их лексического значения. Кроме того, обычаи могут быть как общими, так и отдельными, в зависимости от их совершения. Производство одежды, постельных принадлежностей, инструментов и других вещей для удовлетворения потребностей народа, обряды, связанные с похоронами, традиции, связанные с бракосочетанием, и многие другие обычаи, сформированные опытом поколений и не подвергшиеся изменению, называются общими обычаями. А обычаи, которые сформировались в определенном обществе или в какой-либо среде и со временем, перетерпев изменения, возродились, называются отдельными обычаями. Общие обычаи по уровню приравниваются к иджме и считаются доказательством с правовой

точки зрения.

Те обычаи, которые не противоречат шариату, распространены среди людей и являются сахихом, то есть правильными обычаями. К ним относятся: отношения между мужем и женой, трата средств на удовлетворение нужд своей семьи, оказание помощи бедным, отношения с соседями, финансовые отношения, не запрещенные шариатом, оставление завещания, назначение наказания в виде «тазир» (выговор) за какой-либо грех и другие обычаи.
А к неправильным относятся те обычаи, которые противоречат природе ислама: употребление спиртных напитков, совершение прелюбодеяния, увлечение азартными играми и другие вещи, не соответствующие как религиозным, так и человеческим нормам. Как видим, мусульманские ученые, беря во внимание основы религии и учитывая положения ислама в общественной жизни, при закреплении правовых норм использовали обычаи, соответствующие их методологиям. Поэтому все народы и этносы, принявшие ислам, сумели сохранить свой язык и традиции. Это является доказательством того, что ценности ислама являются общими для всего человечества. По воле Создателя человечество было разделено на разные народы и этносы. Об этом говорится в Коране: «О, люди! Поистине, мы создали вас из (одного) мужчины [Адама] и (одной) женщины [Хаввы] и (размножив вас) сделали вас (разными) народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (сура аль-Худжурат, 13 аят). Каждый народ отличается от другого не только по цвету кожи, но и благодаря своему языку и традициям.
— Кстати, правильно ли говорят те, кто приравнивает к ширку поклоны невесты при приветствии с целью выражения уважения к старшим?
— В наше время среди некоторых людей распространилось мнение, что поклоны невесты являются ширком или харамом, в связи с чем происходит много конфликтов. В итоге наша молодежь, которая с воздыханием смотрит на тех, кто обучался религии за рубежом (некоторые из них — представители другого народа), и слушает их лекции, с опасением смотрит на традиции нашего народа. Они говорят: «Давайте не будем ставить традиции выше религии, что вы будете делать в Судный день, если окажется, что поклоны невесты являлись ширком?», но эти слова ни на что не опираются, у них нет доказательств. В связи с этим на сайтах ДУМК были вынесены фетвы, где наши эксперты подробно ответили на эти вопросы. Однако некоторые молодые люди, которые попали под влияние ваххабитской идеологии, до сих пор спрашивают ответы на эти вопросы у своих иностранных «интернет- шейхов», которые попросту не могут понять обычаи и традиции нашего народа.
Для начала нужно понимать, что поклоны невесты не могут быть ширком, так как не являются проблемой, связанной с акидой. Земной поклон ангелов Адаму, а также поклон, совершенный братьями пророку Юсуфу, не является приданием Аллаху сотоварища. Если бы поклон являлся бы ширком, то Аллах не приказал бы ангелам совершить поклон Адаму, а  пророк Юсуф запретил бы совершать поклон своим братьям. Как мы до этого говорили, все пророки призывали к единобожию.

— Таким образом, Вы говорите, что данная тема не относится к вопросу акиды?
— Естественно, это бытовой вопрос, который не относится к акиде. Такие бытовые вопросы решаются согласно традициям каждого народа. Это является одной из причин того, что некоторые проблемы исламского шариата имеют несколько решений. Ведь каждое деяние оценивается в зависимости от намерения. Например, если вы читаете намаз для того, чтобы люди увидели это, ваше поклонение превратится в грех. А если вы будете выполнять даже такие простые вещи, как принятие пищи, СНА согласно Корану и сунне, то Аллах вознаградит вас савабом. В связи с этим поклон невесты, совершаемый при приветствии с целью выражения уважения, не является поклонением. Поэтому называть это ширком и харамом не имеет

под собой основы.

Поклон невесты – это признак веры, учтивости, благородства казахского народа. Данный обычай указывает на то, что наш народ умеет проявлять уважение к старшим и младшим, вне зависимости от возраста. Обидно, что по причине своей религиозной безграмотности некоторые набожные люди, говоря: «Надо поклоняться только Аллаху», не могут различить поклонение от проявления уважения. Они забывают об уважении к людям, проявляя гордость. Мусульманин должен выработать в себе благой нрав.
Да, шейхоподобные личности нео-хариджизма и ваххабизма хотят, чтобы казахский народ, который превратил ислам в основу своих традиций и обычаев, забыл про свою национальную идентичность. Поэтому они называют нас «мушриками», «заблудшими» и приравнивают наши обычаи к «бидъату», запрещая совершать их, поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы противостоять распространению их идеологии, являющейся угрозой нашему единству, национальной идентичности и государственности среди нашей молодежи. Мы должны чаще останавливаться на своей мусульманской идентичности при написании казахской истории, при написании истории религиозных деятелей и трактовке их религиозных мыслей.

— Спасибо за беседу.


Гульмира АЙМАГАМБЕТ

0 комментариев