Абу Мансур аль-Матуриди -величайший ученый ханафитского мазхаба
Абу Мансур аль-Матуриди -величайший ученый ханафитского мазхаба
28.02.2017 18:00
10625
0

Абу Мансур аль-Матуриди – исламский мыслитель, в области акыды и калама, а также является основателем теологической школы по акыде – «Матуридия».

Абу Мансур аль-Матуриди – исламский мыслитель, в области акыды и калама, а также является основателем теологической школы по акыде – «Матуридия». Абу Мансур аль-Матуриди родился приблизительно в 235/850 году в городе Матурид, близ Самарканда (территория современного Узбекистана). Полное имя имама аль-Матуриди – Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди аль-Ансари.

В конце IX века он учился в самаркандском медресе аль-Аъйози, где преподавали выдающие теологи своего времени Абу Бакр аль-Джузджани и Наср аль-Балхи. Аль-Матуриди обучался мусульманскому праву ханафитского толка и каламу у одного из величайших богословов своей эпохи Наср ибн Йахия аль-Балхи. Его учителями также были Абу Насыр аль-Йади, Абу Бакр Ахмад аль-Джузджани, Мухаммад ибн Мукатилар-Рази и многие другие ханафиты.

Впоследствии аль-Матуриди долгое время и сам преподавал в медресе, одновременно изучая суры Корана, хадисы и их толкование. Более всего его волновали вопросы этики, законов шариата, нравственного и морального совершенства человека, пребывающего в лоне религии Ислама.

Аль-Матуриди придерживался взглядов Абу Ханифы в области фикха и акыды. При этом внес большой научный вклад в области Исламского вероучения. Теологическая школа имама аль-Матуриди основывается на принципах Абу Ханифы. Поэтому школа, основоположником которой является имам аль-Матуриди, считается продолжением мазхаба Абу Ханифы в области вероучения.

Аль-Матуриди зачастую проводил дебаты, где опровергал суждения мутазилитов и других заблудших сектантов, получивших в его время широкое распространение в Средней Азии. Он защитил акыдуАхли сунны, указывая в письменном виде на ошибочные утверждения разных групп зындыков и течений, отделившихся от Ислама.

В период, жизни аль-Матуриди совпадает с тем периодом, когда начался распад Аббаситского государство, в результате чего образовалось Исламское государство. В это время Исламский халифат с каждым днем рос, вследствие чего увеличилось число народов принимавших Ислам. В связи с чем, во времена правления халифа Мамуна, стали распространяться идеи древнегреческих философов, ввиду перевода их трудов на арабский язык. Многие ученые того времени, подпав под влияние трудов античных философов, стали распространять их ложные идеи.

Мусульмане начали разделяться между собой на мазхабы. Философы и религиоведы, пришедшие извне, приводя различные комментарии, связанные с верой, сеяли среди людей различные сомнительные вопросы и убеждения. Поэтому на тот момент с целью защитить столпы Ислама, была острая нужда прибегнуть к принципам разума. В результате появилась новая методика «калам», определяющая основы веры, как по средствам аятов и хадисов, так и при помощи разума. 

Аль-Матуриди являлся одним из знаменитых теологов, так как родина имама Мавераннахр. Более того ученный был назначен имамом ханафитской школы этого района. Он систематизировал основу вероучения. Идеи аль-Матуриди во многих случаях противоположны и вовсе не схожи с идеями каррамитов, шиитов и мутазилитов. Особенно много противоречий встречается с мутазилитами. Имам написал три труда опровержений в ответ на ошибочные мнения мутазилитов, собранных последними в трех книгах. Аль-Матуриди участвовал во многих спорах, где присутствовали представители разных мазхабов Самарканда и ближайших государств, и в большинстве из них заканчивал успешно, доказав истинность его точки зрения и доводов. Другими словами имам аль-Матуриди преуспел в диспутах, которые вел с представителями различных мазхабов. Аль-Матуриди вступал в дискуссии с карамитами, шиитами и мутазилитами, посвятив опровержению их взглядов несколько своих трудов.

Весьма важное значение придается статусу разума во взглядах знаменитого наставника мутакаллимов, создателя Самаркандской школы калама Абу Мансура аль-Матуриди ас-Самарканди. По аль-Матуриди, разум вполне способен преодолеть свойственные сообщению и живому созерцанию ограниченность и односторонность в познании.

Необходимо отметить, что определение понятия разума, данное Аль-Матуриди, не отличается от классического аристотелевского его определения. Статус разума истолковывается как разъединение того, что необходимо объединить. Такого рода деятельность разума осуществляется посредством мышления и так называемого «назар». Мыслитель в большинстве случаев основой познания признает не общий разум, а теоретически насыщенное знание. Как отмечается в его произведении «Таухид», «назар» означает «пользование разумом, использование разума».

Причина возвеличивания и столь высокой оценки разума со стороны мыслителя заключается в том, что сферы различных форм познания многогранны и обширны. Нет реальной возможности их познания посредством сообщения и простого живого созерцания. Кроме того, сферы различных форм познания настолько специфичны, что они не могут заменить друг друга.  

Для того чтобы верно толковать шариат имам аль-Матуриди усовершенствовал систему имама Абу Ханифы в вопросах усулюд-дина (догматики), предложив опереться на выше указанный разум человека. Как известно, Абу Ханифа оставаясь привязанным к наклю (аяты и хадисы), подчеркивал значение акля (разума) в вопросах акыды.

Имам аль-Матуриди в самом начале своего труда под названием «КитабутТаухид», критикуя таклид (слепое следование без разума) в акыде, пишет следующее: «Есть две основы для познания религии: первая это накль (аяты и хадисы), вторая это акль (разум)», тем самым, признавая акль (разум), одной из основ акыды.

Также имам аль-Матуриди, отстаивая перед исламскими правоведами и учеными, которые придерживались лишь таклида правомерность доводов разума в акыде, пишет: «Мнение о том, что нельзя использовать разум в вопросах акыды, не что иное, как уасуаса (смута) от шайтана, потому что шайтан пытается заставить человека отказаться от плодов разума, так как те, кто призывает к этому, не способны найти любой другой аргумент в качестве доказательства своих позиций. И этого достаточно, дабы доказать их потребность в разуме. И как после этого они будут отрицать логическое мышление и разум. Всевышний Аллах призывает в своем Священном писании к размышлению, осмыслению и уразумению и по средствам этого указывает на потребность в назидании и наставлении. В основе своей разум и человеческая мысль являются одной из основ науки».

При тщательном изучении самого ценного труда имама аль-Матуриди в области калама «КитабутТаухид», становится ясно, что в этом трактате большое внимание наряду с наклем (аяты и хадисы) уделяется аклю (разуму) и используется диалектический стиль. Таким образом, аль-Матуриди придавал большое значение Откровению, но, в тоже время, не отрицал и рациональное осмысление Откровения. Даже если человеку свойственно заблуждаться и разум не может быть идеализирован, то все равно игнорировать его, по Матуриди, нельзя. Признавая несовершенство человеческого разума, имам придавал приоритет наклю, то есть аятам и хадисам, а доводы разума, в его учении, не должны противоречить этим двум источникам. Если же возникает такое противоречие, то необходимо принимать положения Откровения и признать несовершенство разума.

И в тоже время в данном вопросе есть и обратная сторона. Если кто-либо пожелает, отвергнув аяты и хадисы, охватить все мудрости Аллаха своим ограниченным разумом, то возьмет на свои плечи непосильный груз. То есть позиция имама аль-Матуриди такова: опираясь на разум недопустимо выходить за рамки шариата.

Есть большая разница в методике применения разума между Ахлу сунна и мутазилитами. Мутазилиты в силу того что были противниками тех, кто категорично отрицал применение разума в вопросах веры, и ошибочно истолковывая аяты и хадисы впал в ташбих (уподобление Аллаха чему или кому-либо), чрезмерно возвысили разум человека. Более того сделали его основным судьей в вопросах веры. Исходя из этого, сложно было дать им удовлетворительные ответы классическим методом. Поэтому, чтобы сохранить и уберечь веру Ахли сунны понадобилось найти новый метод, дабы растолковать основы веры опираясь на разум вдобавок к аятам и хадисам. Данный метод использовали имамы Ахли сунны аль-Матуриди и Ашари, не давая разуму выйти за пределы шариата.

Учившийся у учеников аш-Шайбани и Абу Юсуфа, имам аль-Матуриди посвятил всю свою жизнь изучению религиозных наук, оставив после себя труды в области тафсира, калама, фикха и методологии фикха. Приложил немало усилий для распространения ханафитскогомазхаба по средствам своих трудов и учеников, поэтому имам аль-Матуриди известен как один из великих ученых после Абу Ханифы. Стоит отметить, что такие ученые фикхаханафитской школы как Алауад-дин Абу Бакр ас-Самарканди, Бурхан ад-дин ан-Насафи, АбулБаракатХафиз ад-дин Насафи, Молла Али аль-Кари продолжили науку и методику имама аль-Матуриди.

Кроме этого великие умы казахского народа, жившие в нынешнем столетии, то есть XIX-XX веке, такие как Абай Кунанбайулы, ШакаримКудайбердыулы, МашхурЖусупКопейулы, ЫбырайАлтынсарин и другие, в акыде придерживались путь имама аль-Матуриди, а в действиях мазхаб Абу Ханифы. Таким образом, исторические факты показывают, что наши ученые прошлого века придерживались такого Исламского пути, который пришел на казахские равнины 13 веков назад.

Имам аль-Матуридиявляется автором целого рядя религиозных книг. Например, одним из известных его трудов в области калама является «КитабутТаухид», а в области тафсира «Тавилат аль-Куран». Подобно этим книгам есть и другие его труды в разных областях науки, и благодаря чему в конце ІX начала X веков в окрестностях Мавераннахра образовалась матуридитская школа акыды.

В последнее время было проведено несколько исследований биографии имама аль-Матуриди, его трудов и взглядов в ряде стран (Германия, Турция, Узбекистан и т.д.). В частности можно назвать Ульриха Рудольфа и Уильяма Монтгомери в Европе, БекираТопалоглу, ХанифаОзжана, М.СайдЯзыжыоглу и СонмезаКутлу в Турции, АширбекаМуминова и ШовосилаЗиядова в Центральной Азии. Сожалению, что до сегодняшнего дня в Казахстане данный ученый ханафитскогомазхаба полностью не изучен. Поэтому в настоящее время исследование трудов имама аль-Матуриди более чем актуально.

Данную матуридитскую школу изначально придерживались в Хорасане и Мавераннахе, позже Центральной Азии, Индии, Пакистане, Западной Туркестане, Малайзии, Индонезии, Кавказе, России, Турции, Ближнем Востоке и она известна мусульманам других областей и регионов.

Таким образом, имам аль-Матуриди, привел в систему исламскоевероубеждение в регионах, где жили тюрки. Он разъяснил Ислам в соответствии с Кораном и сунной, толкуя их по средствам разума, и в тоже время, не выходя за рамки шариата. Таким образом, связанная с Исламом культура тюрок родилась из системы аль-Матуриди, великий имам поставил свою печать на их систему вероубеждения и культуру.

PhDКалмаханЕржан, 

Египетский университет исламской культуры

«Нур-Мубарак»

0 комментариев